Как правильно воспитывать девочку

Многие родители в наше время встают перед вопросом, как воспитывать девочку. Если в старину методы воспитания девочки и мальчика были чёткими и понятными, то в нынешнем веке всё стало гораздо сложнее и запутаннее. Вместе с тем многократно увеличились знания в области психологии и физиологии, в том числе многое стало известно о строении головного мозга и о его зависимости от пола человека; в результате представления о правильном воспитании стали более, так сказать, достоверными.

Как правильно воспитывать девочку: общие советы

Считается, что воспитание девочки – более деликатный процесс, чем воспитание мальчика. Ведь женский пол – более слабый, ранимый, чувствительный, девочки и женщины более доверяются чувствам и эмоциям, чем разуму.

Наверное, не нужно подробно объяснять, почему такое мнение изначально является предвзятым. Даже не во всех традиционных культурах женщина была второстепенным, слабым и зависимым существом: были и существуют народы, у которых слабыми и «неполноценными» считаются мужчины, а женщины, наоборот, представляют главную «ударную силу». Таковы, к примеру, туареги (народ в Северной Африке), которые при таком общественном устройстве умудряются даже исповедовать ислам. Даже в некоторых арабских странах во всех сферах, от семейной до государственной, ощущается явное превосходство женщин.

В современном обществе, по крайней мере в пределах развитых стран, между мужским и женским полом по большей части царит полное равноправие. Женщины работают чиновниками, полицейскими, участвуют в силовых видах спорта – изначально это «мужские» профессии. А мужчины могут заниматься стиркой, приготовлением пищи, воспитанием детей; среди программистов в наше время подавляющее большинство – мужчины, хотя с самого начала эта профессия считалась типично женской.

Как же в таком обществе осуществляется воспитание девочки? На это современные психологи говорят, что воспитание ребёнка делится на две части – общую и специальную. Общая часть подразумевает вещи, одинаковые для детей обоих полов: это, в частности, воспитание любознательного, думающего ребёнка, ответственного за свои поступки и слова, соблюдающего правила личной гигиены. А вот специальная часть – это такая, которая учитывает половые особенности ребёнка; в этой части воспитание девочки и воспитание мальчика будут заметно различаться по содержанию.

Что касается «общей» части, то здесь прежде всего необходимо дать ребёнку возможность проявлять себя. В воспитании не должно быть строгих запретов, ребёнка следует оберегать только от таких ситуаций, которые могут принести вред его здоровью. Вместе с тем многие считают, что девочки более послушны, чем мальчики, с ними проще договориться, их легче убедить делать то, что хотят родители. Это довольно спорное утверждение, ведь существует много девочек, которые проявляют своеволие не менее усердно, чем мальчики. Но всё равно в таких случаях принято говорить, что у девочки «явно мальчишеское» поведение. Ошибку здесь совершают родители, которые пытаются перевоспитать свою дочь, сделать её более покладистой, тихой и смирной – такой, какой и должна быть «настоящая девочка». Другими словами, такие родители считают, что сама природа совершила ошибку, а «образ девочки», созданный суеверными людьми в глубокой древности, является истиной в последней инстанции. Девочка должна проявлять свою личность, какой бы нестандартной она не казалась.

Кроме того, важно ещё в раннем возрасте приобщать ребёнка к труду. Это не только пресловутая работа по дому (уборка, мытьё посуды и др.), но и увлечения, хобби. Традиционно для девочек было характерно увлечение рукоделием; в наше время оно призвано развивать эстетическое чувство, а изначально такое увлечение имело практическую ценность: то, что свяжет и сошьёт девушка, может быть единственной одеждой для неё, её мужа и детей. Другое увлечение – кулинария. К слову, многие отмечают, что сегодня всё меньше девочек с детства имеют подобные увлечения: в практическом смысле это уже не нужно, а для самовыражения и «создания красоты» существуют более современные и актуальные виды искусства.

Важно также позаботиться о физическом развитии и здоровье девочки. Многие матери слишком жалеют своих дочерей и держат их в тепле, оберегают от «чрезмерных» нагрузок. Последствиями такого воспитания являются лишний вес, слабая иммунная система, неразвитая фигура, неловкость. Умные матери с самого начала закаляют своих дочерей. Особое внимание должно уделяться спорту, видов которого для девочек существует много: это гимнастика, ролики, фигурное катание, теннис, бег и др. При этом для девочки важно развивать не физическую силу, а красивую фигуру, гибкость и грацию. Если выбирать «мужские» виды спорта, то внешность девочки приобретёт определённые мужские черты, а это может понравиться не всем представителям «сильного пола». Но опять-таки – последнее слово должно оставаться только за девочкой; если она выбирает плавание или бокс – не следует её отговаривать или осуждать.

Девочка должна быть красивой. Конечно, если она сама этого хочет. Быть красивыми, конечно, хотят многие девочки, и родители должны постоянно говорить им, какие они красивые. Однако красота не появляется сама собой, её нужно создавать и поддерживать. В связи с этим родители должны помочь выработать у девочки определённые полезные привычки: умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, утром убирать постель. Также девочка должна понимать, что ходить по дому в ночной рубашке некрасиво.

Следует научить девочку обходиться с косметикой. Очень желательно, если приобщение к ней состоится не ранее двенадцатилетнего возраста. Девочка должна уяснить, что косметику не нужно наносить плотными слоями – она должна лишь подчёркивать естественную красоту лица. Правильно подобранная и нанесённая косметика – это целое искусство.

Помимо косметики, следует обучить девочку искусству подбора подходящей одежды. Она должна уметь подбирать красивый фасон и удачное сочетание цветов. Умение одеваться необходимо не только в смысле создания красоты: оно убережёт девочку от совершения импульсивных покупок одежды.

Настоящая «маленькая леди» должна знать правила этикета – поведения за столом, в общественных местах, в транспорте. Впрочем, в современном мире этикет – понятие спорное; может случиться так, что «хорошие манеры», взятые из старых учебников и пособий, будут сегодня выглядеть неуместно.

Возрастное воспитание девочки

Разумеется, девочка с возрастом растёт и развивается, её мышление и миросозерцание изменяются. И подход к воспитанию в каждой возрастной группе должен быть особенный.

От рождения до трёх лет

Многие родители считают, что в этом возрасте дети ещё слишком малы для того, чтобы их можно было как-то по-особенному воспитывать. На самом деле это не так – воспитание нужно даже в этом возрасте. Как же оно должно проходить? Разумеется, в максимально положительной и любящей обстановке. Родители должны показывать дочке, как они её любят. Девочке необходимо помочь овладеть всеми элементарными навыками самостоятельной жизни: ходить, говорить, вести себя за столом, умываться, одеваться. Можно корректировать поведение ребёнка, но лишь осторожно и ненавязчиво.

От трёх до пяти лет

По достижении трёх лет поведение девочки начинает серьёзно меняться. Оно становится более непредсказуемым, разнообразным и интересным. Вместе с тем девочка становится более капризной, пытается манипулировать взрослыми для того, чтобы достичь своих целей. Девочке нужно предоставлять самостоятельность, чтобы она могла проявить себя; стремление к самостоятельному поведению имеется в этот период у всех детей – и мальчиков, и девочек. Можно приучать дочку к несложной работе.

Школьница младших классов

В этом возрасте ребёнка нужно приучать следить за собой, за своим внешним видом и поведением. Воспитание по-прежнему должно строиться на взаимном доверии, любви и нежности. При этом, однако, следует научить девочку нести ответственность за свои поступки. Дома девочка должна быть настоящей хозяйкой, помощницей матери; однако процесс нужно организовать таким образом, чтобы девочке самой было интересно. Можно организовать домашнюю работу в виде игры, соревнования: ведь в младшем школьном возрасте игры по-прежнему являются важной частью жизни ребёнка. При слишком строгом и жёстком воспитании в этом возрасте девочки способны на протест. Стоит прислушаться к мнению дочери, ведь виновниками такого поведения являются родители.

Школьницы младших классов очень нуждаются в одобрении и поощрении со стороны родителей. При этом в данном возрасте они особенно добры и дружелюбны, поэтому установить с ними доверительные отношения достаточно легко. В этот период девочки имеют различные увлечения, хобби, впервые начинают интересоваться мальчиками (хотя этот интерес пока что находится в дружеской и романтической стадии). Все эти интересы и увлечения следует поддерживать и поощрять, можно помогать дочке советами.

Девочка-подросток

Данная возрастная категория – самая сложная и противоречивая. В этот период девочка начинает интересоваться взрослой жизнью. Это проявляется увлечением определённого рода фильмами, глянцевыми журналами, женскими сайтами. Девочки начинают следить за модой, одеваться «по-современному». Некоторые родители относятся к этому негативно и пытаются пресечь такое поведение, но они совершают в этом огромную ошибку. Это, в принципе, абсолютно естественное и закономерное поведение девочки-подростка. Она, как-никак, взрослеет. Родители здесь снова могут выступить как помощники, но не более. Можно увлекательно рассказать девочке о том, что красивая «оболочка» ещё не означает достойного содержания. Можно предложить девочке-подростку фильмы и книги, героини которых гонятся за красивой и богатой жизнью, но затем глубоко разочаровываются в ней.

В подростковом возрасте девочку бывает достаточно трудно заставить помогать маме по хозяйству. Её по большей части интересуют развлечения, общение, самореализация, иногда – успехи в учёбе. За окном кипит жизнь, а её заставляют мыть дома полы или готовить обед, — ну какой девочке это понравится? Здесь родители должны знать меру: нельзя держать дочку целый день в домашних застенках. Домашним хозяйством девочку следует заинтересовать, тогда она сама захочет что-то делать по дому. В этом возрасте девочка достаточно умна, чтобы задать родителям резонный вопрос – а зачем готовить самостоятельно, если можно купить готовую еду в магазине? Нужно объяснить дочке, что домашняя еда получается вкуснее, а зачастую и полезнее, иногда она оказывается и дешевле (что в наше время, однако, наблюдается нечасто). К счастью, немало девочек даже в наше время проявляет интерес к кулинарии, рукоделию и прочим подобным занятиям, некоторые из которых даже входят в моду.

В этот период для девочки важно просвещение в различных жизненных сферах. В том числе и в сексуальной. В подростковом возрасте она должна знать о репродуктивной системе человека, о тех или иных видах и проявлениях сексуальности, о безопасном сексе. Замалчивание этих тем только подогреет к ним дополнительный интерес, и девочка всё равно обо всём узнает – не от родителей, так от друзей и подруг. Самое страшное состоит в том, что она может узнать об этом на собственном опыте, который может оказаться печальным.

Влияние мамы на правильное воспитание девочки

В самые первые годы жизни ребёнка самым близким человеком для него обычно является мама. Она сидит с ним дома, пока отец ходит на работу и обеспечивает семью. По мере взросления мальчики сближаются с папой, а девочки остаются наиболее близки к матери. Мама для девочки – самый первый и главный идеал женской красоты и вообще женственности. Неудивительно, что девочка хочет быть во всём похожей на маму. От матери дочка учится разным женским «премудростям» — таким как уборка и готовка, стирка, создание красивых вещей, обращение с мужчинами.

Значение и роль отца в воспитании девочки

Если для воспитания девочки главное значение имеет мама, то что может предоставить отец, помимо материального благополучия? Но роль отца для «маленькой леди» тоже очень важна. Считается, что именно отец является примером мужчины для будущей женщины, становится её идеалом. Наблюдая, как обращаются друг с другом мать с отцом, девочка начинает понимать, как нужно обращаться со своим любимым мужчиной и что можно ждать от него. Замечено, что девочки, воспитанные без отца, нередко во взрослой жизни разводятся через некоторое время после замужества, а иногда и вовсе остаются старыми девами: ведь они не знают, как нужно правильно обращаться с мужчинами.

Кроме того, если мать учит ребёнка в первую очередь жить в доме, то отец показывает ему сложности и противоречия «большого мира». Без этих знаний девочке тоже придётся трудно во взрослой жизни. Отец также внушает чувство безопасности, семейного благополучия и стабильности.

Бывают и «нестандартные» ситуации, когда девочка испытывает интерес к занятиям, больше характерным для мальчиков и мужчин. Не нужно считать это чем-то плохим: ведь таково своеобразие её личности. И здесь отец может стать подлинным помощником и единомышленником. Если девочка желает научиться обращаться с техникой, кто как не отец лучше всего поможет ей в этом?

Что делать, если в семье нет отца? В таком случае его могут заменить другие мужчины из числа родственников и хороших знакомых. Зачастую роль главного мужчины в такой семье выполняет дядя, дедушка, иногда – старший брат. В любом случае важно, чтобы воспитание девочки, каким бы оно ни было, приносило ей только пользу.

Женщины с «мужским» поведением во многих культурах воспринимались как нестандартные, нередко такое поведение пресекалось ещё в детском возрасте. Однако существуют культуры, в которых такие женщины находятся на вершине социальной лестницы. Примером может служить Албания, в которой издавна было известно такое явление, как «бурнеша». Так называют женщину, как бы превратившуюся в мужчину. Она начинает носить мужскую одежду, принимает мужское имя, говорит о себе в мужском роде и занимается работой, характерной для мужчин. Единственное условие при этом состоит в том, что она должна отказаться от половой жизни. Бурнеша, как правило, является самым уважаемым человеком в семье. Данное явление в основном характерно для сельской местности Албании, обитатели которой традиционно исповедуют ислам. Почему же тамошние женщины время от времени превращаются в мужчин? По разным причинам. Одни из них хотят стать наследницами семейного имущества, поскольку по местным традициям принимать наследство имеют право только сыновья – и приравненные к ним бурнеша. Другим просто хочется вести более свободную жизнь, поскольку возможности женщины в традиционном албанском обществе существенно ограничены.

В современном европейском обществе возможности мужчин и женщин настолько сравнялись, что при воспитании мальчиков и девочек теряет своё значение даже та часть, которая отмечена как «специальная». Так, утончённые манеры в общении и поведении практически не актуальны, и по поведению парней порой сложно отличить от девушек. Разумеется, бывают и исключения. «Правильное», традиционное воспитание мальчиков и девочек практикуется, к примеру, в современной Польше – стране достаточно консервативной. Там, к примеру, сохраняется обычай целовать даме ручку при встрече.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения