Что такое семья и какая её роль в жизни человека

Всем известна избитая истина о том, что семья – это ячейка общества. Но что такое семья на самом деле и так ли она необходима для нормального функционирования общества? На этот вопрос в разное время отвечали по-разному, да и сейчас у разных народов и культур существуют неодинаковые представления о семье.

Определение семьи

В самом общем представлении семья – это группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство. Данная структура создаётся с целью продолжения рода – в частности, для рождения и воспитания детей. Семейная группа в своей классической форме состоит из супругов и их детей, не вступивших в брак; в эту же структуру могут входить бабушки, дедушки и другие родственники, встречаются семьи без детей или без одного из супругов, с усыновлёнными и удочерёнными детьми и др. Члены этой структуры связаны между собой общим бытом, духовной связью, взаимными моральными обязательствами.

Общественные отношения считаются в биологии признаком продвинутости организмов. Общественные животные являются наиболее интеллектуально развитыми организмами, а также наиболее жизнеспособными. И чем более сложно устроено сообщество, тем более развитым считается данный вид животных. Таким образом, складывается впечатление, что деление человеческого общества на семьи является показателем высшего уровня развития цивилизации. В действительности это не так. Социальных групп внутри человеческого общества множество – это и нации, и профессиональные объединения, и политические, и даже группы по интересам; все они создаются лишь по мере необходимости, а затем отмирают, когда в них перестают нуждаться. Семья – лишь одна из форм организации общества, имеющая как свои достоинства, так и недостатки.

Роль семьи в жизни каждого человека

С древних времён создание семьи являлось важнейшей частью человеческой жизни. Как правило, оно начиналось с оформления брачного союза. Брак и семья освящались религией, регистрировались властями, их функционирование подчинялось государственным законам, а также неписаным общественным правилам. Почему же этой общественной структуре уделялось столь важное внимание?

Очевидно, причиной была всесторонняя беспомощность человека – перед силами природы, общественными законами, властью. Дефицит элементарных ресурсов (еда, жильё и др.) вынуждал людей объединяться в некие малые группы; воспитание подрастающего поколения также требовало совместных усилий. За редкими исключениями, человек вообще не мог жить без семьи. Одним из соображений было совместное ведение хозяйства; это было причиной и большого количества детей у супругов: дети являлись дополнительными рабочими руками, и чем их больше, тем более обеспеченной семья. К слову, понятия «ребёнок» первоначально не существовало вовсе; чуть только маленький человек обретал способность к самостоятельным действиям – его тут же определяли на работу.

Но времена менялись, и значение семейных отношений уменьшалось. В настоящее время человек вполне способен прокормить и обустроить себя самостоятельно, в одиночку, поэтому семья не является чем-то незаменимым. В наше время это всего лишь выбор человека: кому-то проще живётся в семейных узах, а кому-то проще и лучше одному. В данном случае человек не остаётся в полном одиночестве, поскольку он может входить в состав других социальных групп: работать в крупной, многолюдной организации, общаться с друзьями, он может быть публичным человеком (политик, актёр, преподаватель), играть в рок-группе…

В древности семейные отношения были единственной законной возможностью реализовать свою сексуальную жизнь. Половая сфера человеческой жизни строго контролировалась, и на это были свои здравые причины помимо обычного религиозного невежества. Ведь любой сексуальный контакт подразумевал рождение детей. Это создавало массу проблем (к примеру, соитие близких родственников приводило к появлению нездорового и нежизнеспособного потомства). В наше время человеку стало ясно, что можно вести свободную половую жизнь без необходимости рожать и воспитывать детей, поэтому семейный союз и с этой точки зрения утратил свою значимость.

Но это вовсе не означает, что семья стала совсем не нужна. Более того, появилось очень много соображений для создания семейного союза помимо функции размножения. Сегодня, к примеру, становится ясно, что непременное условие для крепкого и долгого брака – общность интересов: супруги любят одну и ту же музыку, одинаково предпочитают проводить свободное время, имеют схожие профессии, голосуют за одних и тех же кандидатов на выборах – и так далее. Кто-то создаёт семью с целью совместных путешествий, кто-то – для организации семейного бизнеса. Известны музыкальные группы, частично или полностью состоящие из членов одной семьи.

Структура семьи

Семья – достаточно сложная социальная организация, имеющая свою структуру. В первую очередь выделяют так называемое ядро семьи. Это родители и их дети. В составе сложной семьи присутствуют представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, прабабушки и т. д., а также братья и сёстры супругов, их дети, жёны и мужья.

В такой организации выделяется несколько подсистем. Прежде всего это родители и дети. Каждая подсистема занимает своё место в семейной организации, имеет в ней свои права и обязанности.

Для описания структуры семейной организации пользуются такими понятиями, как связь и иерархия. Первое означает степень психологической близости между её членами; если она слишком тесная или, наоборот, слишком разобщённая, это может привести к семейной дисфункции.

Иерархия – это характер отношений доминирования и подчинённости в семье. Традиционные семейные союзы, как правило, основаны на неравноправии между их членами. По большей части муж считается главным, а жена обязана подчиняться. В некоторых обществах всё наоборот: главой считается жена, а муж занимает подчинённое положение. Таковы, к примеру, туареги – родственное арабам племя в Северной Африке. То же касается и детей: в традиционных обществах они занимают либо самое низкое положение в семейной иерархии и не обладают никакими правами, либо наоборот – самое высокое, и тогда им всё позволяется, а взрослые обязаны им потакать.

Современные семейные отношения предусматривают полное равноправие – как между мужем и женой, так и между взрослыми и детьми. В последнем случае, однако, равноправие соблюдается пока что не всегда. Оправданием служат юный возраст детей и их неокрепшая психика, уязвимое состояние и необходимость в защите.

Функции семьи и их характеристика

Теперь встаёт вопрос: а для чего вообще человечеству нужны семейные союзы?

Не зря семейный союз именуется «ячейкой общества». Это означает, что он является как бы миниатюрной моделью «большого» общества, поэтому и функционал у него разнообразный.

Самые элементарные функции достались нам от животных предков. Это детородная и воспитательная функции. С деторождением всё понятно: семейный союз изначально создавался для организации размножения. Воспитание – более сложная функция, примитивные формы которой имеются лишь у млекопитающих, а также птиц и эволюционно близких к ним крокодилов. Воспитание предполагает подготовку потомства к взрослой жизни: это, в частности, защита, теоретическое и практическое обучение, приобщение к труду и социальным взаимодействиям.

Ещё одна функция семейного сообщества – реализация сексуальной потребности. Этот взгляд на брачный союз появился в древних цивилизациях, когда люди столкнулись с необходимостью контролировать половые контакты.

Следующая функция семьи – хозяйственно-бытовая. Члены семейного сообщества ведут общее хозяйство и совместно удовлетворяют материальные потребности друг друга. Семейный труд становится более эффективным и продуктивным, нежели одиночный.

Среди других функций семьи выделяются духовная (совместное духовное обогащение и проведение досуга), рекреационная (совместное восстановление физических и психических сил), социальная (социализация, социальный контроль, приобщение к культуре и морально-нравственным нормам), эмоциональная (удовлетворение потребностей в понимании, признании, защите и др.).

Понятно, что семейное сообщество у людей имеет значительно более глубокое значение, чем у животных. Малые группы у млекопитающих эволюционировали вместе с самими видами. У различных животных наблюдаются даже зачатки «высших функций» семейного союза, свойственных, казалось бы, только человеку. Так, у птиц самка и самец после «вступления в брак» строят совместное гнездо. У многих животных развита совместная «хозяйственная деятельность», в том числе с разделением труда: самец охотится, а самка охраняет детёнышей.

Виды и типы семей

Выделяют множество видов семейных организаций.

При этом типы семьи могут определяться по различным параметрам:

  • По количеству партнёров – полигамные и моногамные. Моногамия (один муж и одна жена) – наиболее распространённый тип; относительно полигамии в большинстве культур устанавливаются ограничения – например, в исламе религиозный закон разрешает иметь максимум четыре жены одновременно. В большинстве исламских обществ, однако, на практике встречается по преимуществу моногамия: как утверждают сами верующие, это делается чисто из экономических соображений, ведь каждую жену необходимо обеспечивать всем необходимым (включая предметы роскоши).
  • По количеству детей – бездетные, однодетные, малодетные, средне- и многодетные семейные союзы.
  • По составу: простые (нуклеарные) семьи состоят только из мужа и жены и их детей; сложные включают дополнительных членов (бабушек, дедушек, дядь, племянников и др.). Полные – когда имеются оба родителя и дети, неполные – когда имеется только один родитель с детьми или супружеская пара без детей.
  • В зависимости от отношений между родителями и детьми: дети могут появиться после вступления в брак; у одного из родителей или у обоих уже были дети перед вступлением в брак; в семейной группе дети могут быть усыновлены.
  • По способу выбора брачного партнёра: эндогамные семейные сообщества (когда брак заключается между членами одной группы – клана, племени, жителями одной деревни) и экзогамные (браки могут заключаться только между представителями разных групп).

Существуют также типы семей по месту проживания (матрилокальная – если оба супруга живут в доме родителей жены, патрилокальная – если живут с родителями мужа, неолокальная – если пара отправляется жить в отдельное жильё); по наследованию фамилии (в качестве семейной фамилии может выступать или фамилия мужа, или фамилия жены) – и по некоторым другим критериям.

Имеются и более экзотические виды семейных отношений. К примеру, в странах бывшего СССР распространилось выражение «шведская семья», которое означает полиаморную семейную группу, состоящую из нескольких партнёров (больше двух). Этот неоднозначный термин был придуман в СССР под влиянием мифа о якобы раскрепощённых нравах шведов. В действительности большинство шведов выбирают традиционные семейные отношения, хотя в последние десятилетия отношение шведского государства и даже церкви к нетрадиционным бракам является одним из самых либеральных в мире. Есть данные о том, что подобный миф развивался и в западных странах, в первую очередь в США. В США возникло похожее выражение «шведский грех». Поводами к тому послужили шведские фильмы самой середины ХХ века – излишне откровенные по тем временам, а также становление «шведского социализма» и отказ Швеции вступать в НАТО, что привело в ярость американские правящие круги.

Отдельного внимания заслуживают однополые семейные союзы. В последнее время во многих странах отношение к однополым бракам стало более либеральным, и кое-где им даже дают полноценный семейный статус, как в той же Швеции. В этой же стране однополые браки освящает Шведская Церковь, имеющая лютеранскую идеологию и возглавляемая королём.

Особо острая дискуссия развернулась в мире по поводу права однополых партнёров заводить (усыновлять) детей. Идеологи консервативного типа пытаются убедить общественность в том, что в таких семьях дети получают психологическую травму. Учёные, однако, развенчивают этот миф, показывая, что в таких семьях дети ничем не отличаются от тех, которые имеют разнополых родителей. Особенно это касается детей-сирот, которые на улице или в детских домах действительно с большой долей вероятности получат психологическую травму (вкупе с физическими) и вырастут неполноценными членами общества; обретя же родителей, пусть даже однополых, они могут избавиться от упомянутых проблем. Всё-таки два папы или две мамы – это лучше, чем вообще ни одного и ни одной.

Как создать свою крепкую ячейку общества

Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.

Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:

  • Прежде всего это, конечно же, любовь. Без этого никакой брачный союз не перерастёт в семейные отношения. Понятие это многогранное; сюда входят и внешняя привлекательность, и сходство характеров, и общность интересов и взглядов. Существуют, конечно, браки, заключённые на других основаниях: с целью жить на деньги партнёра, получить регистрацию или гражданство и др. В СССР были распространены фиктивные браки: студент, женившийся на москвичке, избегал отправки на работу по распределению в отдалённую провинцию. Однако такие брачные союзы либо быстро расторгаются, либо причиняют длительные страдания партнёрам, а особенно родившимся в таком браке детям.
  • Определённое материальное состояние. Желательно, чтобы супруги имели высокооплачиваемую работу с оптимальным графиком. Ненормированный тяжёлый труд «за копейки» быстро испортит семейные отношения. Также отличным вариантом является, если супруги договорятся, на кого возлагается ответственность по обеспечению семьи.
  • Определённое психологическое состояние. Что получится, если родители работают каждый день с утра до позднего вечера, а домой приходят злыми и уставшими, да ещё и пьяными? Дети у таких родителей либо будут абсолютно безнадзорными (сироты при живых родителях), либо получат опасный пример. Ведь именно родители являются главным примером для подражания у детей. Для создания здоровой «ячейки общества» необходимо, чтобы родители были уверенными в себе людьми, имели позитивный настрой, занимали своё место в жизни и имели достаточно времени для совместного времяпрепровождения.
  • Достичь всего этого не так-то просто. Особенно это касается материальной стороны дела. Многие люди предпочитают не обращать внимания на все тонкости создания семейного союза, вступают в брак и рожают детей «просто так», «как уж вышло». Атмосфера в таких «ячейках» в той или иной степени нездоровая. Родители не могут обеспечить своих детей всем необходимым, а нередко даже удовлетворить минимальные потребности, а воспитание принимает авторитарный характер.

Чтобы не вредить себе, своему партнёру и будущим детям, необходимо помнить, что семейные отношения не являются чем-то обязательным. «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына» — этот принцип больше не является актуальным; да и в прежние времена его актуальность была вынужденной. Если ты не готов вступать в семейные отношения, то лучше этого и не делать. В самом деле, бытие человека не ограничивается семейным кругом, ведь он является частью «большого» общества и может реализовать себя в малых группах различного типа.

Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.

Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.

Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения