Развитие ребенка в 1 год

До годовалого возраста малыш пребывает в тесной эмоциональной связи с матерью, воспринимая ее как часть себя. Развитие ребенка в 1 год происходит более автономно – начинается формирование личности. В это время ребенок переживает первые внутренние конфликты: он привык к непосредственному присутствию близкого человека, но при этом жаждет самостоятельности. Ребенок в 1 год нуждается в вашей поддержке, как и прежде. На что обратить внимание?

Физическое развитие: нормы веса и роста

Семье новорожденного важно контролировать показатели его роста и веса. Благодаря этому своевременно выявляются отклонения в развитии годовалого ребенка и малыша младше или старше.

Умственное, психическое, физическое развитие тесно связаны, и нарушение одного аспекта может обернуться нарушением второго. До года замеры проводятся регулярно, сравниваются с нормой.

Развитие годовалого ребенка предполагает: рост девочек 69-79 см, рост мальчиков 71-80 см. Вес девочек 7-11,5 кг, вес мальчиков –7,7-12 кг. Это усредненные данные для ребенка в 1 год, представлены в ознакомительных целях, возможны некоторые отклонения от нормы. Только педиатр может определить, насколько они допустимы. Родителям рекомендуется периодически фиксировать измерения. Предполагается, что в первые полгода младенец вырастает на 15 см, после этого темпы становятся ниже. Рост ребенка в 1 год составляет 70-80 см, и это норма. У высоких мамы и папы, дети вытягиваются сильнее. Если у родителей не большой рост, то, вероятно, это передастся малышу. Наследственность играет большую роль.

Если в период беременности женщина употребляет спиртное, то это порой оборачивается значительным отставанием в росте, а также в развитии плода. В свою очередь, прием нужных витаминов и правильное питание при беременности ведет к нормальной скорости роста.

Если ребенок в 1 год отстает в росте, чаще предлагайте ему такие продукты: мясо, рыба, молочка, фрукты, овощи, зелень, яйца, каши злаковые. Сделайте его питание полезным, сбалансированным – это важно при развитии годовалого ребенка. Каждый новый продукт вводите с осторожностью. Малыш отстает в росте или существенно обгоняет сверстников? Это может являться симптомом болезней поджелудочной или щитовидной железы, надпочечников. Не игнорируйте проблему.

Считается, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, набирают вес активнее грудничков. Возможно незначительное отклонение в любую сторону, это не повод для волнений. При значительном отклонении от нормы необходима консультация с педиатром.

В чем может быть причина отклонения в развитии годовалого ребенка? В первую очередь: неправильный режим питания. Матерям детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо убедиться, что младенец наедается. Если это не так, то в рацион необходимо добавление смесей. Ребенок всерьез отстает в весе и при правильном, сбалансированном питании? Посетите врача – подобные отклонения могут быть причиной заболеваний.

Психическая сфера развития

Развитие годовалого ребенка предполагает появление большой активности. Малыш стремится познать новое, он открыт к исследованиям, новым открытиям. Также это время первых психологических кризисов.

Кроха понемногу осознает себя самостоятельным человеком, отделенным от мамы. Открывая свое я, он пока не способен физически осуществить все то, что осознал психологически.

Если ребенок в 1 год познает что-то новое, это не всегда приводит к радости – познания порой оборачиваются сбоем в поведении, капризам, раздражительности, истерике.

По мнению психологов, на этом этапе истерики допустимы. Как помочь ребенку взять себя в руки? С помощью ласки, добрых слов.

Характерная черта для кризиса одного года: освоение речевого действия. Ранее организм крохи регулировался биологической системой, которая теперь находится в противоречии с вербальной ситуацией, основанной на приказах со стороны взрослых или внутренних мотивов. В итоге ребенок в 1 год лишается системы, дающей возможность ориентироваться в окружающем мире.

Другая характеристика кризиса: общий регресс деятельности малыша. Попросту говоря – обратным развитием, примитивными эмоциями.

Какие еще нарушения случаются при кризисе:

  • нарушение в процессах сна и бодрствования;
  • нарушение в удовлетворении витальных потребностей, вроде голода;
  • угрюмость, плаксивость.

Кризис не считается острым.

Развитие мелкой моторики

Какие действия помогут ребенку в 1 год развить мелкую моторику:

Чистка вареного яйца

Одно из самых действенных занятий. Игра позволяет развивать «щипковый» и «пинцетный» захват, обеспечивает тренировку пальцам. Просто сварите яйцо!

Некоторые родители полагают, что ребенок в 1 год не справится с предложенной задачей. Он действительно может не сразу осознать, чего от него ждут – важно объяснить. Предложите складывать скорлупу на небольшую тарелочку – это повысит интерес к игре, придаст ей смысл в глазах годовалого малыша. Как это происходит? Вероятно, кроха не сможет одновременно удерживать яйцо и чистить его – держать его придется вам. Скорлупки могут падать – это не страшно. Главное стремление малыша выполнить задачу.

Отрывание с кубика кусочков скотча

Эта игра чем-то похожа на предыдущую, и от вас требует некоторой подготовки: приклеить на кубик небольшие кусочки скотча. Важно, чтобы краешки приклеенных полосок торчали в разные стороны, и у малыша была возможность схватить их. Больший интерес у ребенка в 1 год вызовет последующее приклеивание полосок на другой предмет – приготовьте его (например, лист бумаги).

Разворачивание предметов в фольге

Очень полезное упражнение для мелкой моторики. Выберите небольшую игрушку или иной предмет, и заверните его в фольгу. Предложите крохе посмотреть, кто спрятался внутри блестящей упаковки. Предусмотрительно оставьте торчать маленький краешек фольги, чтобы ребенок мог ухватиться за него.

Становление речи годовалого ребенка

Речь крохи в этом возрасте зависит от ранее проведенной подготовительной работы родителей и прочих членов семьи. Лепет и гуление подготавливает артикуляционный аппарат к более сложным действиям, а знакомство крохи с предметами ближнего окружения пополнило его пассивный словарь.

Ребенок в 1 год знает значение многих слов, в его активном словаре присутствует 15-20 из них. Постепенно он прибегает к речи, как к средству общения. Некоторые дети правильно произносят слова: баба, мама, ляля. Некоторые лепечут: па, бах, ма или частично произносят слова («нельзя» звучит, как «зя» и т.д.). Другие подражают животным, окружающим звукам: «ав-ав», «му-му», «би-би» и т.д.

Уже можно определить, имеются ли у крохи речевые трудности. Специалист сразу определит их. Характерная особенность годовалого малыша: подражание взрослым. Он пытается повторить знакомые слова и те, которые ранее не слышал.

Наиболее активное подражание происходит к полутора годам. Не сюсюкайте с малюткой: давайте пример правильного произношения слов.

Годовалый ребенок понимает много слов: определения разных действий, окружающих предметов и объектов, увиденных на картинках. Поддерживайте этот интерес, демонстрируя понятные ему картинки. Комментируйте иллюстрации крохе, высказывайтесь простыми словами. Обозначайте предмет одним постоянным словом, дабы смысл не был потерян для ребенка в потоке множества слов взрослого. Пример: трава пусть остается травой, а не растениями, зеленью и так далее.

Уже к полутора годам активный словарный запас крохи может достичь 30 слов. Стремясь подражать, малютка активно увеличивает свой словарный запас глаголами и наречиями. К двум годам могут появиться и прилагательные или местоимения.

Чему научился малыш за 12 месяцев

Навыки, присущие большинству годовалых детей:

  • пытается вставать на ноги, ходить;
  • может сделать несколько шагов без поддержки взрослого или пройти несколько метров;
  • бежит, держась за руку взрослого;
  • карабкается и залезает на диван, кресло;
  • поднимается на горку или лесенку с помощью взрослого;
  • произносит простые слова;
  • играть в простые игры.

Несмотря на то, что ребенок только учится ходить, ему по силам и иные действия. Пример: нести игрушки, идти и толкать или тянуть что-то.

Малыш теперь умеет бросать предметы, и нередко демонстрирует этот навык. Иногда ему доставляет удовлетворение процесс бросания, а иногда он пытается понять, куда она закатится.

Прочтите также:  Ассоциация - что это такое, её виды и способы использования в психологии

Ребенок, которого учили есть самостоятельно, уже ближе к году может уверено держать чашку, перекладывать ложку из руки в руку. Он учится сам разуваться и обуваться, зачерпывать воду из ванной, водит карандашом по бумаге, открывает дверцы шкафов.

Он проявляет интерес к тому, что находится рядом, и к тому до чего сложно дотянуться. Движимые любопытством, дети взбираются туда, откуда не могут слезть своими силами. Крохе проще взобраться наверх, чем слезть, и высота может обернуться неожиданным страхом.

Малютке интересны новые звуки, предметы. Он стучит ложкой по миске, проводит эксперименты с голосом, подражает окружающим.

Полезные занятия для развития ребенка в год

Годовалый ребенок проявляет повышенный интерес к окружающему миру: поощряйте это. Зачастую в таком возрасте нет интереса к игрушкам, но присутствует заинтересованность в бытовых предметах, находящихся в пользовании взрослых. Если сын или дочь проявляет повышенный интерес к пустой кастрюле или пульту от телевизора, дайте им возможность удовлетворить любопытство. Речь не идет о предметах, опасных для здоровья – нож, аэрозоль, косметика и так далее.

Общие рекомендации для родителей, помогающие развитию крохи:

Относитесь уважительно к самостоятельному выбору

Позвольте ему самостоятельно, без вашего участия выбрать игрушку для прогулки. Хочет сам надеть шапку или ботинок? Позвольте ему предпринять такую попытку. Давайте крохе больше выбора, считайтесь с мнением, которое он выражает.

У него что-то не получается, и это обстоятельство вызывает у него слезы и капризы – не спешите все делать вместо него, просто помогите ему советом. Например, он не может запихнуть кубик в отверстие для шарика – предложите ему другие варианты. Не может собрать пирамидку в нужном порядке? Разложите перед ним кольца в правильной очередности – ему будет проще сориентироваться.

Важность физического развития

К годовалому возрасту ребенок начинает активно ползать, преодолевать препятствия, взбирается по наклонной поверхности, может залезть на диван, делает свои первые шаги. Для получения дальнейших высоких результатов развития, необходимо приступать к выполнению первой зарядки. В этот период дети пытаются подражать окружающим. Позвольте ему повторять за вами элементарные движения – их повторения подарят малышу несколько увлекательных минут, и помогут в общем укреплении мышц.

Обучите его пользованию столовыми приборами

Многие годовалые дети уже могут пользоваться столовыми приборами, сидя за столом. В отдельных случаях дети уже умеют накалывать на вилку кусочки еды.

Обучайте малыша счету и новым словам

К возрасту одного года карапуз уже может произнести несколько слов. Преимущественно они имитирующие или облегченные: ма-ма, ба-ба и так далее.

Дети способны различать названия определенных предметов, имена родителей. Им не составляет труда выполнить простые просьбы близких: показать кубик, сесть на стульчик и так далее. Обычно он смотрит в сторону предмета, о котором говорят или на человека, названного по имени. Называйте новые предметы, попадающие в его поле зрения – так ему будет проще выучить определения и ассоциировать их с определенными вещами.

Сложно научить счету годовалого ребенка, но в этом возрасте он сможет осознать значение слова «два». Пример: разложите перед ним парные вещи, вроде пары перчаток, и говорите: «два». Потом проделайте это с носками, игрушками. Постепенно он начнет понимать, о чем речь.

Не мешайте его занятиям

В год кроха понимает значение слов «нельзя» и «можно». Когда малышу что-то запрещают, он всячески показывает недовольство. Не принуждайте его заниматься тем, чего ему не хочется. Не требуйте, чтобы он взял карандаши и рисовал, если ему хочется покатать по ковру машинку. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, и принуждение к нежелательным делам могут спровоцировать капризы и негативные эмоции.

Будьте терпеливыми

По словам детских психологов, годовалые мальчики и девочки с интересом наблюдают за окружающими людьми, стремясь им подражать. Им уже ясно, что с разными людьми применяется разная модель поведения – это активно просматривается в их повадках. В присутствии малознакомых людей кроха стесняется, ведет себя сдержанно. С мамой или папой он позволяет себе капризы, и объясняется это просто: карапуз проверяет, готовы ли они любить его, вопреки поведению.

Игрушки для годовалого ребенка

В магазинах представлен широких ассортимент игрушек. Как выбрать из всего этого многообразия. Усвойте, что много – не значит хорошо. Более того, большинство по-настоящему нужных в этом возрасте игрушек вы можете сделать сами. Однако обсудим покупные варианты.

Карапузы до двух лет зачастую тянут в рот все что видят, поэтому товары, предназначенные для них, должны соответствовать ряду требований по безопасности. Предпочтительней натуральные материалы (лучше выбирать дерево), отсутствие вредных красителей, каких-либо запахов. Игрушки должны быть без острых углов, доступных мелких деталей. Для музыкальных игрушек важным критерием является уровень громкости – ему не следует быть выше 65 ДБ. Если речь идет об образных игрушках, вроде животных, они должны иметь натуральный вид. Синяя кошка или кукла без носа могут всерьез озадачить кроху.

Каждая игрушка для годовалого ребенка – не просто способ развлечения, но и средство обучения, развития.

Игрушки для самых маленьких делятся на несколько групп:

Развитие крупной моторики

Подразумеваются игрушки, которые тянут и толкают (машинки, тележки), на чем катаются, и на чем ездят. Выбирая любые крупногабаритные игрушки для малютки, позаботьтесь о том, чтобы она были устойчивыми и обладали элементарными механизмами.

Мяч необходим любому малютке, чтобы развить ловкость. Первое время дети катают его по полу со взрослым, потому пытаются отбить ножкой, а после двух лет ловят и кидают сами.

Развитие мелкой моторики

С года совершенствуется пинцетный захват разных небольших деталей. Формирование навыка позволяет интенсивнее развиваться отделу головного мозга, который отвечает за речь.

Сортер

Каждому крохе будет полезен сортер. Имеются ввиду коробочки или прочие игрушки с отверстиями, позволяющими малышу проталкивать небольшие предметы определенной формы. Во время этого развлечения он будет учиться определять различия в форме и величине предметов. В раннем возрасте эти свойства являются ключевыми для малютки. Они начинают познавать цвета, но не воспринимают их как отличительные признаки.

Пирамидка

Купите простейшую пирамидку, обладающую несколькими кольцами основных цветов. Когда кроха научиться нанизывать их, то можно предложить более сложную игрушку с деталями разных размеров.

Уход и режим дня ребенка в 1 год: сон, бодрствование, кормление, прогулки

При достижении годовалого возраста режим ребенка понемногу меняется. Помните, что, несмотря на всю его активность, он еще не достаточно силен, поэтому довольно быстро наступает усталость.

В его комнате должен регулярно циркулировать свежий воздух. В прохладное время года спальня должна проветриваться несколько раз. Независимо от времени года, малышу необходимо бывать на прогулке ежедневно, минимум по два часа. Не катайте его только на коляске, он должен периодически прогуливаться пешком.

В первых полгода он питался исключительно молочными смесями или материнским молоком, однако к году его рацион должен существенно разнообразиться молочными кашами, фруктовыми и овощными пюре, паровыми котлетками, печеньем, тушенными овощами, творогом и прочим.

В это время у ребенка появляются первые зубы, он учится пережевывать еду. Это не является знаком того, что он готов полностью перейти на «взрослую» пищу. Пока ему приходится готовить еду отдельно от прочей семьи. Подавайте детские блюда в перетертом или мелко нарезанном виде.

Прочтите также:  Когнитивный диссонанс - определение простыми словами

С какими продуктами пора знакомить годовалого карапуза: куриные или перепелиные яйца, гречневая и овсяная каша, макароны, картофель, сырые и отварные овощи, молочные супы, отварное мясо, сливочным маслом, хлебом, печеньем. В некоторые блюда добавляйте измельченную зелень – петрушку, укроп, зеленый лук.

В год ребенку запрещается предлагать жареные блюда – ему походят лишь вареные, запеченные на пару. Непременно протирайте твердые овощи и фрукты, вроде яблок, моркови. Дыню, арбуз, банан допустимо просто нарезать на небольшие кубики. Сливы, вишню, абрикосы желательно подавать в отварном виде – пюре, компот.

Пока детский желудок совсем мал, а вот энергии у малыша предостаточно, поэтому необходимо частое кормление небольшими порциями. За сутки он должен поесть пять раз: завтрак, обед, полдник, ужин и на ночь печенью с кефиром или другая простая еда. К полутора годам можно будет переходить к четырехразовому питанию, отменив прием еды перед сном. У ребенка плохой аппетит? Может помочь красиво поданная пища, яркие тарелочки, интересные салфетки и прочие аспекты, привлекающие внимание.

Годовалому карапузу нужно спать примерно 13-14 часов в день. Для ночного сна достаточно около 11-12 часов. Днем продолжительность сна составляет около 2-3 часов. Индивидуальные потребности детского организма определяют время бодрствования. Зачастую достаточно около 4 часов бодрствования, но некоторые крохи не хотят спать гораздо дольше.

В год многие дети хотят спать лишь раз, но такой ритм способны выдержать не все. Гораздо комфортнее для годовалых чад сон дважды в день примерно по полтора часа. Второй сон может быть короче. Для детей, спящих ночью 12 часов и более, подходит один дневной сон, продолжительность которого должна быть не меньше 2-х часов. Старайтесь соблюдать режим – 11-12 часов ночного сна обеспечивают необходимой энергией, достаточной для активного психологического и физического развития.

Примерный распорядок дня мамы и годовалого малыша

Ранний подъем происходит в 6.00-7.00, а поздний в 8.00-9.00. Каждая мама и ребенок придерживаются в этом вопросе времени, которое им более комфортно. Через пол часа после пробуждения наступает время завтрака, однако до этого нужно уделить время умыванию, зарядке.

Через три часа ожидается второй прием пищи, и до этого маме и ребенку следует совершить прогулку или просто заняться развивающими играми. После второго приема пищи следует дневной сон. Далее полдник, игры или прогулка, второй дневной сон. Около 19.00 рекомендуется поужинать, после чего перейти к вечернему купанию, воздушным ваннам. К 21.00 следует быть готовыми к ночному сну.

Повторяйте все эти действия в определенное время, не внося без серьезной причины изменения в график. Введите свой ритуал, вроде сказки на ночь и обязательного поцелуя перед сном.

Ребенок не желает спать днем? Приучите его к поощрению после дневного сна в виде того, что ему нравится: какая-нибудь вкусность или легкие шалости. Запомнив, что после сна последует что-то интересное, он охотнее на него согласится.

Старайтесь избегать строгого режима для крохи, расписывая по минутам весь день. Берите во внимание перемены в его настроении, самочувствии. Если это желательно, то отойдите от строго запланированного графика. По мере взросления чада, его режим в любом случае придется корректировать.

Постепенно вводите дополнительные нагрузки, исключайте неактуальные. Обычно увеличивается время для прогулок и развивающих занятий, и уменьшается для дневного сна и так далее.

Рекомендуется соблюдать простейшую последовательность: сон ночью, завтрак, бодрствование с играми или прогулкой, дневной сон, прогулка, игры, принятие пищи, купание, отход к ночному сну. Режим дня важен для малыша: ему будет достаточно времени на отдых и бодрствование. Так он будет меньше уставать, и значительно уменьшатся поводы для капризов.

Возможные проблемы у ребенка в 1 год

Рассмотрим три самых распространенных проблемы, о которых некоторые родители упоминают при достижении их ребенком годовалого возраста. Также определим, являются ли эти особенности действительно проблемами.

Ребенок совсем не говорит

Согласно многочисленным данным ВОЗ и таблицам, размещенным в интернете, годовалый малыш должен выговаривать несколько слов. В последнее время все чаще родители беспокоятся о том, что их чадо так и не произнес первые «лепетные» слова к 12 месяцам. Обратите внимание, что по американским меркам, об этом не стоит волноваться до 2,5 лет, и многие успешно пользуются этим правилом, не мучая ни себя, ни малютку. Имеется повод для беспокойства, если у дитя отсутствует речь в три года.

Почему ребенок не говорит в обозначенные сроки – в год? У всех детей присутствуют индивидуальные особенности речевого аппарата. Один ребенок может заговорить в год, а другой в два, и уже в течение нескольких он способен даже обогнать сверстников в количестве выученных слов и фраз.

Также обращается внимание на условия, в которых растет чадо. Взрослые либо провоцируют, либо тормозят речевое развитие.

Обычно проблема не имеет отношения к нарушениям здоровья, поэтому даже не думайте о каких-либо медикаментах, если кроха не говорит в годик.

Также позднее речевое развитие может быть связано с тем, что постепенно исчезла культура пестования малютки, которые столетиями проводили бабушки и прабабушки во многих семьях. Нередко родные не ведут никаких бесед с маленькими детьми, заявляя, что «они еще не умеют разговаривать» — естественно это не способствует активному развитию речи.

Малыш не начал ходить

Одно из наиболее значимых достижений карапуза к первому дню рождения – самостоятельная ходьба. Большая часть детей осваивает навыки ходьбы к этому возрасту, некоторые даже бегают, но это правило нельзя назвать безусловным. Есть ли повод для волнений?

Вспомните, в каком возрасте крохе покорились прочие навыки – ползание, сидение, переворачивание. Если прочие способности формировались позже, чем у сверстников, то и к ходьбе это тоже будет иметь отношение.

Определите, есть ли у малыша предпосылки к тому, чтобы начать ходить. Способен ли он сам становиться у опоры, шагать вдоль нее или за руку. Умеет и регулярно тренируется это делать – значит, беспокоиться не нужно.

Ребенок не начал ходить на горшок

Многие мамочки убеждены, что если малыш в год не садиться на горшок, то это значит, что время упущено, и он отстает в развитии. Обычно первыми начинают причитать бабушки и дедушки, которые растили детей, не имея одноразовых подгузников. Такое приучение к горшку молодым мамам даже не снилось, поэтому они не торопятся с отказом от подгузников, и правильно поступают!

Не стоит принимать за пример истории о восьмимесячных детях, которых высаживают на горшок. Они это делают, не потому, что действительно хотят, а из-за выработанного рефлекса. Если он сидит 20 минут на горшке и слушает «пись-пись», то естественно вскоре он «сделает дело». Но это не значит, что он захотел или попросился – родители просто пытаются поймать момент. В 90%случаев такие дети к 1,5 года начинают показывать характер, и им надоедает ходить в туалет по указке – ребенок начинает протестовать, писать в штаны.

Просто дождитесь созревания его нервной системы, когда он будет в состоянии соединить цепочку: хочу писать, говорю маме, иду к горшку, снимаю штаны и делаю свои дела. Годовалый ребенок на это попросту не способен. Его можно лишь «знакомить» с горшком, объясняя его суть. Ругань и наказания ребенка, не стремящегося на горшок в этом возрасте недопустимы. Практически все дети начинают управляться с горшком к трем годам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: