Лудомания

Изначально игра была невинным детским развлечением. В игре участники сталкивались с условными ситуациями, имитирующими реальные, и учились действовать в них так, как они будут вести себя во взрослой жизни. Постепенно игровая деятельность заинтересовала и взрослых, которые нашли в ней возможности для обучения, моделирования, а также отдыха. Некоторые игры стали даже выполнять терапевтическую функцию.

Однако увлечение играми перерастало в страсть, и определённые лица стали этим пользоваться. Появились азартные игры, которые обещали участникам выиграть деньги или другие ценности. А поскольку добывать деньги и прочие ценности другими путями (в первую очередь трудовым) гораздо сложнее, чем игровым, страсть к азартным играм способна захватывать людей с головой. Лудомания – это именно страсть к азартным играм. Она может превратиться в серьёзное психическое расстройство, которое чревато трудностями не только материального плана: может пострадать умственное, психическое и даже физическое здоровье. Страсть к азартным играм признана одной из самых опасных зависимостей.

Что такое лудомания

Лудомания – это патологическая зависимость от азартных игр. Её также часто именуют игроманией или игровой зависимостью.

Однако это более широкое понятие: зависимость может касаться и обычных игр, в первую очередь компьютерных. Всё дело в том, что любая игра предполагает выигрыш некой ценности – реальной или условной. Даже если дети играют в прятки: такой ценностью является факт нахождения спрятавшегося товарища и особый статус, приобретаемый победителем. В том случае, если играющий полностью переносится в воображаемый мир, реальные и иллюзорные ценности перестают для него различаться. Прохождение обыкновенной компьютерной игры до конца воспринимается им так же, как и выигрыш некоторой суммы денег в казино.

Однако общественность больше всего интересуется именно зависимостью от азартных игр. Причина здесь в том, что от этой зависимости страдает не только сам играющий: с теми или иными трудностями сталкиваются его окружающие, родные и близкие.

Потому-то азартные игры часто становились объектом государственного контроля и даже полного запрета, в связи с тем организация таких игр и участие в них подпадали под уголовную ответственность. Азартные игры сурово осуждались и священниками практически всех религий, поскольку они «отворачивают людей от Бога»: в действительности гнев священников обусловлен тем, что «лудоманы» несут свои деньги не в церковь, а в казино.

Виды игровой зависимости

Примечательно, что раньше всего осуждению подверглось чрезмерное увлечение именно азартными играми. Изредка в старину священники, короли и другие общественные деятели критиковали и другие типы игр – например, спортивные и интеллектуальные; в средневековой Англии строго осуждался гольф, а в средневековой России – шахматы и шашки. Это частично объясняется и тем, что во все подобные игры в то время нередко играли на деньги. При этом отдельные виды игр, наоборот, поощрялись: таковыми, например, были военные забавы, задачей которых была подготовка воинов к сражениям.

Азартные игры

Азартные игры существуют с глубочайшей древности. Различные виды игры в кости можно считать наиболее древней игрой в истории. С её помощью в разные времена и в различных странах люди не только выигрывали и проигрывали деньги и другое имущество: проигравшие могли лишиться личной свободы (а выигравшие – получить её), с помощью игры в кости иногда решались политические и военные конфликты, а обычные люди выбирали таким образом способ дальнейших действий. С древнейших времён люди осознавали и опасность азартных игр: в древнеиндийской, древнегреческой и древнеримской литературе содержатся примеры того, как люди проигрывали всё, что имели, впадали в отчаяние и умирали; в древних законодательствах имелись строгие запреты игры в кости и других подобных игр. Борьба с «игроманией» усилилась и позднее – в средние века; однако ликвидировать это явление или даже просто снизить его востребованность в обществе не смогли даже смертные казни.

Главная особенность азартных игр заключается в том, что они в значительной степени или даже полностью зависят от случая. Это привлекает к ним широкие массы населения: правила таких игр очень просты и не требуют особенного интеллектуального напряжения, физических или умственных данных. Также случайность азартных игр создаёт иллюзию полной справедливости: получить выигрыш может в равной степени любой участник, а не только тот, кто обладает какими-то исключительными данными. Этим с самого начала пользовались недобросовестные организаторы игр, прибегая к тем или иным тайным приёмам (краплёные карты, кости особой формы, особые алгоритмы в игровых автоматах, реализующие процесс по особым закономерностям, исключающим случайность, и др.).

Установлено, что даже если исход каждой отдельной игры полностью зависит от случая, результаты продолжительной серии игр подчиняются определённым закономерностям. Зная эти закономерности, организаторы игорных домов могут всегда оставаться в выигрыше, даже если они не пользуются никакими обманными приёмами.

Карточные игры

В настоящее время символом «игрового азарта» считаются карточные игры. К ним существует особо сильная враждебность среди религиозных кругов, и неслучайно: изначально карты использовались лишь для гадания. В качестве игрового предмета их стали использовать гораздо позже, и первые игры также были связаны с гаданиями. Впоследствии карточные игры развивались, среди них появились интеллектуальные (покер, бридж, преферанс), которые позднее были даже признаны спортивными; однако в подавляющем большинстве карточных игр исход игры частично или полностью определяется случаем. И это создаёт особую привлекательность карт для тех, кто любит рисковать и «сражаться с судьбой». Это своеобразная «магия», которая способна лишить играющего самообладания.

Зависимость от азартных игр не подчиняется никаким логическим принципам. Ведь даже постоянно проигрывающий человек стремится играть всё больше и больше, будучи уверен, что уж в следующий раз ему обязательно повезёт. Каждый раз ставки могут существенно возрастать, несмотря на полное или почти полное отсутствие выигрышей. Страстный игрок с головой погружается в воображаемый игровой мир, переставая замечать то, что происходит в реальной действительности. В частности, вероятное будущее он не отличает от настоящего момента и не способен соотнести его с прошлым опытом: к возможности того, что ему скоро, может быть, повезёт, он относится так, как будто он уже имеет этот выигрыш. Поэтому осознать последствия своей лудомании заядлому игроку оказывается очень сложно.

В последнее время отмечается всплеск увлечённости азартными играми. Это связано с появлением огромного количества казино, обустройством свободных игровых зон в разных странах (для этих территорий действуют особые, либеральные законы, поощряющие активность игорных домов), организацией государственных игорных домов, а также обилием разнообразных онлайн-казино. Распространению игровой зависимости способствуют и экономические условия: снижение уровня жизни, удешевление человеческого труда, неэффективная экономика в целом.

Компьютерные игры

Зависимость от игр других типов, неазартных, попала под внимание исследователей лишь в последнее время. Объектом критики стали компьютерные игры. Особенно сильную зависимость вызывают сетевые игры, в первую очередь ММОРПГ. Данный жанр игр в наиболее полной степени моделирует реальность, причём создаёт некий «идеализированный» мир, в котором игроку предлагаются огромные возможности для развития. Здесь можно стать великим героем, побеждающим ужасных врагов, можно получить сверхъестественные способности, спасти прекрасную принцессу и жениться на ней, посетить невероятные земли и страны и покорить их… Неудивительно, что зависимость формируется прежде всего у людей, которые по каким-либо причинам недовольны реальным миром. Чаще всего это молодые люди, особенно дети; однако контингент любителей компьютерных игр весьма разнообразен в плане возраста: немало людей в возрасте 35 лет и старше играют в игры и даже страдают зависимостью от них. Компьютерная игра сродни фильму (особенно это касается современных игр, «кинематографичность» и реалистичность которых находятся на очень высоком уровне), однако «зритель» — игрок, который принимает в нём самое непосредственное участие. Ряд игр вообще рассчитан на взрослую аудиторию: в них имеются сцены физического насилия, убийств, откровенные сцены секса и т. д., что позволяет относить такие игры к категории «восемнадцать плюс».

Увлечённость современных взрослых людей компьютерными играми, помимо прочего, можно объяснить и тем, что они родились в те времена, когда игры на приставках, игровых автоматах и компьютерах уже вовсю существовали. Пристрастившись к первым поколениям игр в детстве, они с каждым годом переходили на всё более качественные продукты; игры стали частью их жизни, и в известном смысле такие люди не смогли «повзрослеть».

Последствия зависимости от компьютерных игр могут быть катастрофическими. Неоднократно отмечалась смерть игроков от истощения. Широкую известность получила смерть китайской девочки, которая несколько суток подряд играла в World of Warcraft, не прерываясь даже на еду; этот случай произошёл ещё в 2005 году.

Впрочем, некоторые последствия зависимости от компьютерных игр в настоящее время неактуальны. В прошлом большую популярность имели компьютерные клубы, где право игры предоставлялось за плату, а также игровые автоматы. Заядлые игроки, проводя много времени в этих клубах, тратили на это существенную часть своих средств. Это было сродни казино, разве что без возможности денежного выигрыша. Впоследствии, когда появилась возможность бесплатно скачивать игры из интернета (и взламывать их, если они защищены), эта проблема исчезла.

Ставки на спорт

Принято выделять также зависимость от ставок на спорт. Хотя, строго говоря, это лишь одна из разновидностей казино; отличие лишь в том, что исход игры здесь зависит не от случая, а от мастерства спортсменов. Правда, с современным спортом не всё так просто: распространение получили договорные матчи, допинг и допинговые скандалы. В спорте остаётся всё меньше честной игры, и вследствие этого ставки на спорт ещё больше напоминают казино.

Стадии формирования зависимости

Лудомания – довольно сложная зависимость, формирующаяся в несколько стадий:

  • Первая стадия – это выигрыш. Когда игрок всё время выигрывает, он убеждается в том, что есть возможность получения лёгких и быстрых денег. Выигрывая какую-то сумму, он хочет увеличить свой приз и начинает новую игру.
  • Вторая стадия – проигрыши. Нередко она начинается тогда, когда игрок переходит от мелких ставок к более крупным. Количество проигрышей увеличивается, но игрок всё ещё надеется отыграться. Значение для играющего имеет не только общая сумма прошлых выигрышей, но и количество выигранных игр, а оно могло быть достаточно большим. И если после многократного успеха наступает крупный проигрыш, то у страдающего лудоманией появляется что-то вроде желания мести: он хочет не только вернуть деньги, но и «посрамить» автомат или опозорить противника.
  • Стадия уныния: играющий теряет семью, друзей, работу, влезает в крупные долги; часто он начинает нарушать закон, чтобы достать деньги для новой игры.
  • Стадия безнадёжности: больной теряет даже последние остатки того, что имел, становится алкоголиком или наркоманом, окончательно вовлекается в криминальный мир и может совершить попытку самоубийства.

Как видим, формирование игровой зависимости – лудомании – имеет определённое сходство с развитием алкоголизма, наркомании и других видов зависимости. Всё начинается с приятных ощущений, переживания радости и успеха, страдающий чувствует прилив сил, бодрость духа; затем наступают неприятные последствия, однако оторваться от предмета зависимости становится невозможно.

Основные признаки игровой зависимости

Лудомания считается одним из проявлений аддиктивного поведения. Аддикцией называют навязчивую потребность в какой-либо деятельности, сопровождающуюся определёнными отклонениями в психике.

По каким же признакам распознаётся игровая зависимость?

  • Человек проводит в состоянии игры много времени, и это время постепенно только увеличивается.
  • Круг интересов человека сужается; он часто думает только об игре, говорит о ней, другие проблемы перестают его интересовать.
  • Человек теряет контроль над игровой деятельностью: так, он не может прекратить игру как после выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • «Абстинентный синдром», своеобразная ломка. Через какое-то время после прекращения игры (чаще всего небольшое) человек начинает ощущать дискомфорт, беспокойство, раздражение; к психологическим ощущениям добавляются физические: головная боль, нарушение сна, снижение координации внимания и др. Такое состояние действительно напоминает самочувствие алкоголика или наркомана во время абстиненции.
  • Игра постепенно приносит человеку всё больше удовольствия, захватывает его полностью. Она может стать даже единственным источником удовольствия для него; за пределами игры человек, страдающий лудоманией, ощущает совершенную душевную пустоту.
  • Человек, страдающий лудоманией, всё меньше способен противостоять соблазну поиграть. Если он решил «завязать», то первая же провокационная ситуация (наличие вблизи игорного заведения, встреча со старыми друзьями – партнёрами по игре и т. д.) приводит к возобновлению игрового процесса.
  • Он теряет интерес к окружающим и близким людям. Все чаще грубит и раздражается на них, когда те пытаются отвлечь от игры или призвать к нормальному образу жизни.
  • Игроман менее начинает следить за своим внешним видом. Ему этот процесс становится безразличным.
  • В доме могут пропадать денежные средства или ценные вещи, которые «больной» относит на игру.

Игровую зависимость не зря сравнивают с наркоманией, алкоголизмом и другими «традиционными» видами зависимости. В основе игр, и не только азартных, лежит так называемая система вознаграждения. Это цикл, в котором за совершение определённых действий полагается вознаграждение – реальное или условное. Это вознаграждение приводит к выбросу в организме играющего дофамина – гормона удовольствия. Он-то и является для человека основным «действительным» наркотиком, необходимость в котором приводит к возникновению всех видов зависимости. Организму всё равно, чем занимается человек и даже какую награду он за это получает – реальную или условную; его интересует лишь вожделенный «впрыск» дофамина. И человек, руководимый внутренним строением своего организма, начинает искать наиболее простые и быстрые способы обеспечить этот самый «впрыск».

Сильная вовлечённость в игру приводит к тому, что страдающий лудоманией человек перестаёт получать удовольствие даже от самых элементарных физиологических процессов, таких как еда или секс, а также от общения.

Интересно, что впервые зависимость от компьютерных игр была описана в 1983 году. Тогда исследователи описали зависимость от простенькой аркадной игры Pac-Man, уподобив её зависимости от употребления психоактивных веществ. Это показывает, что пристрастие к компьютерным играм прежде всего коренится всё-таки не в возможности перенестись в воображаемый мир, полный красоты, справедливости и тому подобных «идеальных» явлений, а в системе вознаграждения, которую предоставляет любая игра. Этим, в принципе, можно объяснить все виды лудомании.

Ряд исследователей также отмечает, что людям, страдающим лудоманией, свойственны определённые ошибки в мышлении. Лудомания является иррациональным явлением, и людям, зависимым от игр, не свойственно долго задумываться над своими действиями и их последствиями.

Стратегические ошибки в мышлении игрока:

  • Деньги решают всё.
  • Успешная игра поможет уничтожить все проблемы.
  • Фантазии о выигрыше предпочтительнее, чем размышления о контроле над своим будущим.

Тактические ошибки страдающего лудоманией:

  • Вера в «выигрышные дни».
  • Уверенность в том, что в игре обязательно наступит переломный момент.
  • Представление о том, что долги можно вернуть только с помощью игры.
  • Уверенность в том, что получится играть только на часть имеющихся денег.
  • Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на мониторе.

Как избавиться от лудомании

Поскольку игровая зависимость является серьёзным психическим расстройством, то и к её лечению следует подойти со всей серьёзностью.

Исправление порока должно быть комплексным:

  • Психическая коррекция подразумевает индивидуальные и групповые занятия, в которых пациенты восстанавливают когнитивные и суггестивные функции. Применяются сеансы гипноза, психотерапии, процедуры кодирования.
  • Социальная адаптация – человек заново обучается жить в обществе и получать удовольствие не от игры, а от многих других вещей, таких как общение, самореализация, работа и др.
  • Определённое значение имеют медикаменты. Они улучшают настроение, успокаивают, активизируют работу мозга, улучшают сон и т. д.

Следует признать, что самостоятельное избавление от игровой зависимости – задача очень сложная. Как правило, играющий не осознаёт, что у него имеется патологическая зависимость. Так что чаще всего человека, страдающего лудоманией, приводят к врачу его близкие, и только усилия специалиста способны дать результат.

Определённые различия имеет лечение зависимости от компьютерных игр и от азартных. Второй случай вылечить легче, поскольку изначальные проблемы играющего лежат всё-таки в материальном плане. Если такого человека лишить доступа к играм, то через некоторое время, пройдя стадию «ломки», он возвращается к нормальной жизни, поскольку осознаёт возможность заработать деньги трудовым путём – пусть не всегда столь крупные, зато стабильные. Человек может самостоятельно убедиться, что синица в руках лучше, чем журавль в небе.

Избавление же от пристрастия к компьютерным играм не такое простое, поскольку отсутствует материальная заинтересованность; зачастую в реальности принципиально невозможно получить то, чего можно достичь в иллюзорном мире игры.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения