Лев Семёнович Выготский (1896 – 1934) – всемирно известный советский психолог и педагог, среди работ которого исследования психологии и когнитивного развития ребёнка.
Некоторое время в СССР и во всём мире складывался настоящий культ Выготского, следствием чего стало проводящееся в последние годы его «развенчание», часто основанное на искажениях и фальсификациях его настоящих работ и идей.
Жизненный путь Льва Семёновича Выготского
Настоящим его именем было Лев Симхович Выгодский. Одну букву в своей фамилии он впоследствии поменял, чтобы его не путали с двоюродным братом – известным советским литератором Давидом Исааковичем Выгодским.
Родители Л. С. Выготского были довольно обеспеченными евреями, жившими в городе Орша (Могилёвская губерния). Всего у них было восемь детей; кроме того, в качестве девятого был принят упомянутый выше Давид Исаакович, у которого рано умер отец.
Начальное образование Выготский получал дома, у частного педагога. После этого он поступил сразу в шестой класс государственной гимназии, а старшие классы заканчивал уже в частной еврейской школе. С частными учителями изучил несколько языков, в том числе и английский. Самостоятельно он изучил даже эсперанто – «модный» в те годы искусственный язык.
После школы Выготский поступил в Московский университет. Вначале учился на медицинском факультете, но затем перевёлся на юридический. Вскоре, будучи студентом, он начинает публиковать свои первые научные работы, а также писать статьи для журналов. Это были, в частности, еврейский журнал «Новый путь», созданный М. Горьким журнал «Летопись», а также «Новый мир». В своих статьях Выготский рассуждал, в частности, об антисемитизме в Российской империи. Примечательно, что в своих статьях он выражал резкое неприятие идей социализма и коммунизма.
В 1917 году Выготский оставил Московский университет и перебрался в располагавшийся в Москве муниципальный Университет имени Шанявского, где и окончил своё обучение. После революции работал на различных должностях в разных городах, в том числе в Киеве, Гомеле, Самаре. Он был учителем, заведующим в культурных учреждениях, издавал литературный журнал «Вереск» и сборник стихов Ильи Эренбурга.
С 1922 года работал преподавателем в Гомельском педагогическом техникуме, а также занимался организацией психологических лабораторий в Гомеле и Москве. В 1923 – 1924 годах Выготский представил результаты своих работ на Всероссийском психологическом съезде. Там же он встретил Александра Лурию – известного психолога, с которым начал тесное сотрудничество. Впоследствии вокруг двух этих психологов собрался своеобразный интеллектуальный кружок – «Круг Выготского – Лурии».
Всё последнее десятилетие своей жизни Выготский прожил в Москве. Тогда же он предпринял свой единственный выезд за границу: посетил Лондон, где проходила Международная конференция по просвещению глухонемых детей.
Направления исследований советского психолога
Лев Выготский формировался как учёный в эпоху, когда в стране начало утверждаться марксистское учение. Резкое неприятие коммунистических идей у Выготского сменилось их поддержкой. Поэтому уже в ранних работах советского психолога присутствует критика ряда признанных психологических направлений и идей, которая была тогда, так сказать, в духе времени. Выготский, к примеру, указывал, что человеческая психика является высшим образованием, поэтому недопустимо сводить её строение к совокупности «низших» элементов.
Понятно, что этой критике подвергались и такие психологические направления, как психоанализ и бихевиоризм. Последний, например, фактически приравнивал человека к «низшим» существам – животным, и объявлял, что человека можно дрессировать так же, как и обычную собаку. Выготскому такое понимание человеческой психики не нравилось.
Выготский разрабатывал учение о «высших психологических процессах». Он настоятельно призывал разделять психические и психологические процессы по аналогии с тем, как разделяются физические и физиологические явления. В отличие от психических, психологические процессы, по его мнению, развиваются в тесной связи с самой жизнью. Они определяются жизненными ситуациями и в то же время сами определяют их. Таким образом, Выготский говорил о единстве психических и «жизненных» процессов, из чего должна складываться психология. По мнению Выготского, ошибкой других психологов было то, что они отделяли психические процессы от «жизни», поэтому не могли понять многие закономерности человеческого сознания.
Ещё одно направление исследований Выготского – это так называемая «культурно-историческая» теория психологического развития человека. Это название условно и дано поздними интерпретаторами и издателями работ Выготского уже после его смерти. Суть этой теории в том, что необходимо различать низшие и высшие психические функции. Первые являются результатом биологической эволюции и роднят человека с животными, а вторые сформировались в результате общественно-исторического развития человека.
При этом низшие функции не могут контролироваться человеческим сознанием, а высшие могут. Это происходит из-за того, что высшие психические функции имеют опосредованный характер: между внешним стимулом и реакцией на него находится некий промежуточный стимул-средство, или «знак». Знаки отличаются от орудий, поскольку орудия направлены как бы вовне, на преобразование окружающей действительности, а знаки – «вовнутрь», на преобразование других людей и управление их поведением.
Выготский приводит в качестве модели такого опосредованного поведения концепцию «буриданова осла». Французский философ Буридан когда-то говорил, что осёл, находящийся на одинаковом расстоянии от двух одинаковых мисок с кормом, будет стоять на одном месте, пока не умрёт от голода. В отличие от животного, человек может бросить жребий, который играет роль нового, дополнительного промежуточного стимула. И этот стимул позволяет разрешить возникшую ситуацию, снимая неопределённость.
Бросание жребия само по себе является своеобразным явлением, свойственным только человеку: это пример того, как человек не просто реагирует на внешние стимулы, а сам создаёт для себя новые стимулы, отсутствующие в природе.
Выготский подробно исследовал создание человеком дополнительных стимулов и привёл множество примеров такого поведения: это и завязывание узелка на память, и счёт на пальцах, и другие формы поведения.
Выготский также показал, что мышление и речь развиваются как бы из разных источников. В процессе исторического развития мышление зарождалось как некое внеречевое явление, а речь имела внеинтеллектуальный характер; однако в какой-то момент времени два этих явления пересеклись и слились друг с другом: интеллект стал речевым, а речь – интеллектуальной.
Выготский задумывался и над функционированием произведений искусства. Он предлагал разделять в художественном произведении форму и содержание; под содержанием понимается фабула, а под формой — сюжет. По его мнению, они соотносятся друг с другом так же, как в живом организме соотносятся анатомия и физиология. То есть фабула – это просто набор неких элементов, а сюжет – это то, как они друг с другом взаимодействуют.
Классическая теория считала, что форма и содержание в художественном произведении гармонично взаимодействуют друг с другом; то есть форма помогает содержанию выразить себя, а содержание выражается в наиболее удобной для себя форме. Выготский показал, что это не так: между формой и содержанием постоянно идёт борьба. И удачным произведением является то, в котором форма одерживает победу; ведь только в этом случае произведение может эстетически воздействовать на публику, а это является главной целью создания произведения.
Особенно много внимания Выготский уделял педагогике и развитию высших психологических функций с детского возраста. Ранее считалось, что высшие психические (или психологические) функции нормально развиваются в том случае, если правильно и своевременно развиваются структурные компоненты мозга. Выготский указал, что развитие мозга необходимо, но этого недостаточно. Другим необходимым компонентом является изменяющаяся социальная среда, в которой ребёнку необходимо проявлять себя. Культура создаёт те или иные формы поведения и видоизменяет работу психологической функции.
Выготский ввёл в педагогику и психологию такое важное понятие, как зона ближайшего развития. Это понятие характеризует процессы, которые ещё только созревают в психологии ребёнка. То есть это такие задачи, которые ребёнок на определённом этапе своего развития уже может решить, но только с помощью взрослого. Изучение зоны ближайшего развития ребёнка позволяет узнать, насколько правильно и адекватно проходит его психологическое развитие, в правильном ли направлении он движется.
Идеи Выготского в современном мире
Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведён в ярко выраженный культ; подчёркивалось, что Выготский был тем человеком, кто впервые подошёл к психологии с подлинно марксистских позиций. Однако настоящее содержание работ Выготского зачастую не учитывалось или искажалось. Советский культ Выготского в психологии заменял научную деятельность как таковую.
И в этом плане неожиданным кажется то, что с 1970-х годов большой интерес к Выготскому начали проявлять американские психологи. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из корифеев современной психологии. На трудах Выготского основано современное психологическое образование в США; кроме того, учение Выготского легло в основу зародившегося в США социального конструктивизма.
Однако Выготский удостоился своеобразного культа и там. Появилось множество психологов, которые именовали себя его последователями, при этом на самом деле оказывалось, что они случайно или намеренно искажали его идеи, фальсифицировали его сочинения.
В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке зародилось некое противоположное движение, ставящее задачу «развенчания» его учения. Вначале такие работы появились в постсоветской России, а позже они стали появляться и за рубежом.
Среди таких работ существуют и некие компромиссные точки зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; а был он высокообразованным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, который усваивал современные для его эпохи идеи, которые были даже «модными». Эти идеи Выготский развивал и применял в новых, неожиданных областях, однако ничего принципиально нового он не предложил.
Возвеличивание Выготского в советской идеологии при этом было далеко не уникальным. Той же участи подверглись многие советские учёные, писатели и мыслители. Среди них был и И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «развенчивали» «буржуазные» научные концепции. Собственно говоря, такой же канонизации в СССР подвергся и сам Владимир Ленин. Начиная с воцарения Сталина, советское правительство круто свернуло с «ленинского» пути и в большинстве случаев этому пути противоречило; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усугублялся: его изображали на тысячах плакатов, ему ставили сотни памятников по всей стране и за её пределами, его имя упоминалось в советском гимне, в конституции и т. д.
Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы был запущен масштабный некоммерческий научно-издательский проект «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского». Благодаря этому проекту множество сочинений выдающегося психолога стало доступно широкой публике, при этом в своём изначальном виде – без цензурных правок, искажений, фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: ставшее доступным подлинное наследие Выготского начало изучаться современными специалистами.