Лев Семёнович Выготский

Лев Семёнович Выготский (1896 – 1934) – всемирно известный советский психолог и педагог, среди работ которого исследования психологии и когнитивного развития ребёнка.

Некоторое время в СССР и во всём мире складывался настоящий культ Выготского, следствием чего стало проводящееся в последние годы его «развенчание», часто основанное на искажениях и фальсификациях его настоящих работ и идей.

Жизненный путь Льва Семёновича Выготского

Настоящим его именем было Лев Симхович Выгодский. Одну букву в своей фамилии он впоследствии поменял, чтобы его не путали с двоюродным братом – известным советским литератором Давидом Исааковичем Выгодским.

Родители Л. С. Выготского были довольно обеспеченными евреями, жившими в городе Орша (Могилёвская губерния). Всего у них было восемь детей; кроме того, в качестве девятого был принят упомянутый выше Давид Исаакович, у которого рано умер отец.

Начальное образование Выготский получал дома, у частного педагога. После этого он поступил сразу в шестой класс государственной гимназии, а старшие классы заканчивал уже в частной еврейской школе. С частными учителями изучил несколько языков, в том числе и английский. Самостоятельно он изучил даже эсперанто – «модный» в те годы искусственный язык.

После школы Выготский поступил в Московский университет. Вначале учился на медицинском факультете, но затем перевёлся на юридический. Вскоре, будучи студентом, он начинает публиковать свои первые научные работы, а также писать статьи для журналов. Это были, в частности, еврейский журнал «Новый путь», созданный М. Горьким журнал «Летопись», а также «Новый мир». В своих статьях Выготский рассуждал, в частности, об антисемитизме в Российской империи. Примечательно, что в своих статьях он выражал резкое неприятие идей социализма и коммунизма.

В 1917 году Выготский оставил Московский университет и перебрался в располагавшийся в Москве муниципальный Университет имени Шанявского, где и окончил своё обучение. После революции работал на различных должностях в разных городах, в том числе в Киеве, Гомеле, Самаре. Он был учителем, заведующим в культурных учреждениях, издавал литературный журнал «Вереск» и сборник стихов Ильи Эренбурга.

С 1922 года работал преподавателем в Гомельском педагогическом техникуме, а также занимался организацией психологических лабораторий в Гомеле и Москве. В 1923 – 1924 годах Выготский представил результаты своих работ на Всероссийском психологическом съезде. Там же он встретил Александра Лурию – известного психолога, с которым начал тесное сотрудничество. Впоследствии вокруг двух этих психологов собрался своеобразный интеллектуальный кружок – «Круг Выготского – Лурии».

Всё последнее десятилетие своей жизни Выготский прожил в Москве. Тогда же он предпринял свой единственный выезд за границу: посетил Лондон, где проходила Международная конференция по просвещению глухонемых детей.

Направления исследований советского психолога

Лев Выготский формировался как учёный в эпоху, когда в стране начало утверждаться марксистское учение. Резкое неприятие коммунистических идей у Выготского сменилось их поддержкой. Поэтому уже в ранних работах советского психолога присутствует критика ряда признанных психологических направлений и идей, которая была тогда, так сказать, в духе времени. Выготский, к примеру, указывал, что человеческая психика является высшим образованием, поэтому недопустимо сводить её строение к совокупности «низших» элементов.

Понятно, что этой критике подвергались и такие психологические направления, как психоанализ и бихевиоризм. Последний, например, фактически приравнивал человека к «низшим» существам – животным, и объявлял, что человека можно дрессировать так же, как и обычную собаку. Выготскому такое понимание человеческой психики не нравилось.

Выготский разрабатывал учение о «высших психологических процессах». Он настоятельно призывал разделять психические и психологические процессы по аналогии с тем, как разделяются физические и физиологические явления. В отличие от психических, психологические процессы, по его мнению, развиваются в тесной связи с самой жизнью. Они определяются жизненными ситуациями и в то же время сами определяют их. Таким образом, Выготский говорил о единстве психических и «жизненных» процессов, из чего должна складываться психология. По мнению Выготского, ошибкой других психологов было то, что они отделяли психические процессы от «жизни», поэтому не могли понять многие закономерности человеческого сознания.

Прочтите также:  Карен Хорни

Ещё одно направление исследований Выготского – это так называемая «культурно-историческая» теория психологического развития человека. Это название условно и дано поздними интерпретаторами и издателями работ Выготского уже после его смерти. Суть этой теории в том, что необходимо различать низшие и высшие психические функции. Первые являются результатом биологической эволюции и роднят человека с животными, а вторые сформировались в результате общественно-исторического развития человека.

При этом низшие функции не могут контролироваться человеческим сознанием, а высшие могут. Это происходит из-за того, что высшие психические функции имеют опосредованный характер: между внешним стимулом и реакцией на него находится некий промежуточный стимул-средство, или «знак». Знаки отличаются от орудий, поскольку орудия направлены как бы вовне, на преобразование окружающей действительности, а знаки – «вовнутрь», на преобразование других людей и управление их поведением.

Выготский приводит в качестве модели такого опосредованного поведения концепцию «буриданова осла». Французский философ Буридан когда-то говорил, что осёл, находящийся на одинаковом расстоянии от двух одинаковых мисок с кормом, будет стоять на одном месте, пока не умрёт от голода. В отличие от животного, человек может бросить жребий, который играет роль нового, дополнительного промежуточного стимула. И этот стимул позволяет разрешить возникшую ситуацию, снимая неопределённость.

Бросание жребия само по себе является своеобразным явлением, свойственным только человеку: это пример того, как человек не просто реагирует на внешние стимулы, а сам создаёт для себя новые стимулы, отсутствующие в природе.

Выготский подробно исследовал создание человеком дополнительных стимулов и привёл множество примеров такого поведения: это и завязывание узелка на память, и счёт на пальцах, и другие формы поведения.

Выготский также показал, что мышление и речь развиваются как бы из разных источников. В процессе исторического развития мышление зарождалось как некое внеречевое явление, а речь имела внеинтеллектуальный характер; однако в какой-то момент времени два этих явления пересеклись и слились друг с другом: интеллект стал речевым, а речь – интеллектуальной.

Выготский задумывался и над функционированием произведений искусства. Он предлагал разделять в художественном произведении форму и содержание; под содержанием понимается фабула, а под формой — сюжет. По его мнению, они соотносятся друг с другом так же, как в живом организме соотносятся анатомия и физиология. То есть фабула – это просто набор неких элементов, а сюжет – это то, как они друг с другом взаимодействуют.

Классическая теория считала, что форма и содержание в художественном произведении гармонично взаимодействуют друг с другом; то есть форма помогает содержанию выразить себя, а содержание выражается в наиболее удобной для себя форме. Выготский показал, что это не так: между формой и содержанием постоянно идёт борьба. И удачным произведением является то, в котором форма одерживает победу; ведь только в этом случае произведение может эстетически воздействовать на публику, а это является главной целью создания произведения.

Особенно много внимания Выготский уделял педагогике и развитию высших психологических функций с детского возраста. Ранее считалось, что высшие психические (или психологические) функции нормально развиваются в том случае, если правильно и своевременно развиваются структурные компоненты мозга. Выготский указал, что развитие мозга необходимо, но этого недостаточно. Другим необходимым компонентом является изменяющаяся социальная среда, в которой ребёнку необходимо проявлять себя. Культура создаёт те или иные формы поведения и видоизменяет работу психологической функции.

Прочтите также:  Музыкотерапия - её формы, виды и методы проведения

Выготский ввёл в педагогику и психологию такое важное понятие, как зона ближайшего развития. Это понятие характеризует процессы, которые ещё только созревают в психологии ребёнка. То есть это такие задачи, которые ребёнок на определённом этапе своего развития уже может решить, но только с помощью взрослого. Изучение зоны ближайшего развития ребёнка позволяет узнать, насколько правильно и адекватно проходит его психологическое развитие, в правильном ли направлении он движется.

Идеи Выготского в современном мире

Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведён в ярко выраженный культ; подчёркивалось, что Выготский был тем человеком, кто впервые подошёл к психологии с подлинно марксистских позиций. Однако настоящее содержание работ Выготского зачастую не учитывалось или искажалось. Советский культ Выготского в психологии заменял научную деятельность как таковую.

И в этом плане неожиданным кажется то, что с 1970-х годов большой интерес к Выготскому начали проявлять американские психологи. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из корифеев современной психологии. На трудах Выготского основано современное психологическое образование в США; кроме того, учение Выготского легло в основу зародившегося в США социального конструктивизма.

Однако Выготский удостоился своеобразного культа и там. Появилось множество психологов, которые именовали себя его последователями, при этом на самом деле оказывалось, что они случайно или намеренно искажали его идеи, фальсифицировали его сочинения.

В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке зародилось некое противоположное движение, ставящее задачу «развенчания» его учения. Вначале такие работы появились в постсоветской России, а позже они стали появляться и за рубежом.

Среди таких работ существуют и некие компромиссные точки зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; а был он высокообразованным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, который усваивал современные для его эпохи идеи, которые были даже «модными». Эти идеи Выготский развивал и применял в новых, неожиданных областях, однако ничего принципиально нового он не предложил.

Возвеличивание Выготского в советской идеологии при этом было далеко не уникальным. Той же участи подверглись многие советские учёные, писатели и мыслители. Среди них был и И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «развенчивали» «буржуазные» научные концепции. Собственно говоря, такой же канонизации в СССР подвергся и сам Владимир Ленин. Начиная с воцарения Сталина, советское правительство круто свернуло с «ленинского» пути и в большинстве случаев этому пути противоречило; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усугублялся: его изображали на тысячах плакатов, ему ставили сотни памятников по всей стране и за её пределами, его имя упоминалось в советском гимне, в конституции и т. д.

Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы был запущен масштабный некоммерческий научно-издательский проект «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского». Благодаря этому проекту множество сочинений выдающегося психолога стало доступно широкой публике, при этом в своём изначальном виде – без цензурных правок, искажений, фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: ставшее доступным подлинное наследие Выготского начало изучаться современными специалистами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: