Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский психолог, один из родоначальников психоанализа. Разработанная им аналитическая психология ставила задачу исследовать бессознательную сторону человеческой психики через обращение к архетипам – изначальным образам, возникающим в сознании.
Жизнь Карла Юнга
Родился Карл Юнг в Швейцарии в семье протестантского священника; предки со стороны отца были врачами. Родители Юнга не могли найти общий язык, поскольку мать была психически не совсем здоровой женщиной. Она большую часть времени проводила в уединении в своей комнате, где, по её словам, «общалась с духами». В конце концов её положили в больницу из-за неопознанной болезни. Так что Юнг по большей части общался с отцом.
Такие отношения в семье, по словам Юнга, способствовали тому, что в дальнейшем он относился к женщинам слишком патриархально и строго – ему казалось, что все они «ненадёжны».
Также Карл Юнг с детства был слишком замкнутым и необщительным. Подобно матери, он верил, что у него есть две личности: одна из них живёт в современном ему мире, а вторая – где-то в восемнадцатом веке. Вторая личность, по его словам, была довольно знатной и влиятельной фигурой в своей эпохе.
И хотя Юнг был более близок к отцу, его не устраивало его академическое отношение к религии.
В детстве в поведении Юнга существовало много странностей. К примеру, однажды он вырезал из школьной линейки человечка и положил его в пенал; туда же он положил разрисованный им камень. Пенал он спрятал под потолком и время от времени приходил смотреть на него, иногда он клал туда кусочки бумаги с сообщениями, написанными на изобретённом им «секретном языке». Впоследствии, вспоминая эти действия, Юнг говорил, что они приносили ему чувство безопасности и успокоения.
Также мистическим образом оказалось, что эти действия очень напоминали культовые практики, имевшиеся у ряда народов в древности и практикующиеся некоторыми австралийскими племенами даже сейчас (например, австралийская чуринга). А ведь Юнг, будучи маленьким мальчиком, ничего об этих культах не знал. Это позволило ему предположить, что в его подсознании был как бы записан культовый архетип, являющийся частью «коллективного бессознательного». И эти воспоминания стали одной из основ его теории.
В 1895 году Юнг начинает изучать медицину в Базельском университете. Вначале он не планировал изучать психиатрию, потому что в то время она считалась непрестижной. Однако во время чтения учебника он понял, что психиатрия как нельзя лучше отвечает его интересам, поскольку она затрагивает как биологическое образование, так и духовное, а психические расстройства являются болезнями личности. Через пять лет Карл Юнг уже работал ассистентом Эйгена Блейлера – знаменитого швейцарского психиатра, который ввёл в науку термин «шизофрения». Чуть позже начинают выходить и научные труды самого Юнга.
Некоторое время молодой Юнг дружил с пожилым уже на тот момент Зигмундом Фрейдом. Однако в 1912 году, когда вышла книга Юнга «Символы и метаморфозы. Либидо», эта дружба прекратилась, поскольку книга обнаружила существенные расхождения автора с Фрейдом.
Во время Первой мировой войны Юнг служил военным врачом, а затем стал комендантом лагеря для интернированных британских солдат. Швейцария уже тогда была нейтральной страной, и это вынуждало их задерживать всех солдат, которые пытались пересекать её границу. Комендант Юнг, впрочем, старался создать в лагере нормальные условия проживания солдат, а заодно предложил им посещать университетские курсы.
В 1903 году Юнг женился на Эмме Айшенбах. Свою жену он очень любил, и когда она умерла в 1955 году, он очень горько оплакивал её смерть. При этом у Юнга были и внебрачные отношения; одной из его девушек была Сабина Шпильрейн из России, которая вначале была его пациенткой, а затем и ученицей.
Научная деятельность и достижения
Одна из основных идей Карла Юнга заключалась в том, что личность человека не ограничивается приобретённым в процессе жизни опытом. Юнг утверждал, что каждый человек рождается с неким «записанным» в его психике материалом, который и составляет суть его личности. А воздействие окружающей среды не формирует в человеке личность, а лишь позволяет реализоваться тому, что в ней уже заложено при рождении.
Таким образом, Юнг отказался от многих положений классического психоанализа и классической психологии как таковой.
При этом Юнг выделял несколько видов «бессознательного»:
- Национальное;
- Расовое;
- Семейное;
- Групповое;
- Индивидуальное;
- Коллективное.
Самым древним пластом является коллективное бессознательное, которое включает архетипы, общие для всех людей на планете.
Архетипы, заложенные в бессознательном, влияют на наши поступки, мысли, идеи, чувства.
Юнг разработал ассоциативный тест, который позволял выявить работу коллективного бессознательного. Испытуемому назывался ряд слов, к которым он должен был подбирать свободные ассоциации. При этом измерялась скорость подбора ассоциаций, и эта скорость оказалась различна для разных слов. Юнг предположил, что там, где испытуемый абсолютно не задумывается и подбирает ассоциации мгновенно, задействован записанный в бессознательном архетипический код.
Некоторые части опыта, предположил Юнг, не подчиняются нашему сознанию. Такие части он назвал комплексами. Некоторые комплексы могут развиваться в результате психотравмирующих ситуаций. При этом происхождение некоторых других комплексов неизвестно. Комплексы как бы вмешиваются в жизнь человека, заглушая его сознание. Они могут заглушать его частично, как, например, при неврозах, а могут подавлять его и полностью, как при шизофрении и других заболеваниях.
Комплексы проникают в сознание человека через сновидения, телесные и психические симптомы, поведенческие стереотипы, галлюцинации, бред. Также они могут быть выявлены с помощью творчества, что делает возможным такой вид лечения, как арт-терапию.
Влияние работ Карла Юнга на современную психологию
Начать следует с того, что учение Юнга приобрело огромный интерес у сторонников магии и оккультизма, у различных «народных целителей» и «экстрасенсов». Ведь с его помощью стало возможно найти «научное» (или, точнее, наукообразное) обоснование ясновидения, целительства и особенно спиритизма. Оккультисты стали говорить, что контактируя со «сверхъестественным», они всего лишь выявляют некие бессознательные архетипы, которыми и являются духи.
Однако традиционная наука попыталась дать объяснение этому феномену. Дело в том, что Юнг с детства был мистиком и рос в окружении мистической, религиозной и магической атмосферы. И его учение во многом основано именно на мистике, а не на строгой науке.
Спиритические сеансы практиковали многие члены семьи Юнга, а также он сам. Дочь Юнга и вовсе стала медиумом.
Впрочем, отношение Юнга к мистическим явлением было совсем не таким, как у современных оккультистов. Юнг всё-таки пытался рассматривать мистику с научных позиций и искал в ней психологические корни, а не оправдывал веру в сверхъестественное.
Для собственно психологической науки ценность работ Юнга в том, что он одним из первых разделил человеческую психику на сознательную часть и бессознательную и начал пристально изучать именно бессознательное. Это на некоторое время вновь подняло вопрос о том, существуют ли у человека инстинкты или нет, и если существуют, то каковы их особенности.
С точки зрения современной науки, инстинкты в человеческой психике полностью отсутствуют, уступив место интеллекту. Действительно, в мозге любого животного с самого рождения записаны сложные поведенческие формулы, которые начинают реализовываться даже тогда, когда животное с первых дней отделено от матери. К примеру, котёнок с определённого возраста начинает зарывать отходы своей жизнедеятельности, а ведь это довольно сложный поведенческий акт, имеющий определённый смысл. У человека такое явление отсутствует, поэтому даже самым простым действиям человеческий ребёнок вынужден специально обучаться.
И этот тезис Юнг попытался опровергнуть, показав, что бессознательная часть человеческой психики существует и даже может хранить в себе какие-то «древние знания». Более того, многие психические расстройства и болезни уходят корнями именно в бессознательное. Обращаясь к этой части психики, можно производить лечение психических расстройств.