Карен Хорни

Карен Хорни (1885 – 1952) – известный американский психолог немецкого происхождения. Будучи представителем неофрейдизма, она развивала идеи враждебного воздействия культуры на становление человеческой личности и преодоления этого воздействия.

Жизнь Карен Хорни

Карен Хорни (урождённая Даниельсен) родилась в Германии, недалеко от Гамбурга. Её отец был весьма «традиционным» и консервативным человеком: он служил морским капитаном, был глубоко верующим и считал женщин неполноценными существами. Мама же, наоборот, была привлекательной и свободомыслящей девушкой, датчанкой, и была младше мужа на 18 лет.

В детстве и юности Карен Хорни страдала от комплекса неполноценности. Ей казалось, что она некрасивая и непривлекательная для представителей мужского пола, также она испытывала сомнения относительно других своих качеств. Чтобы преодолеть этот комплекс, она решила взяться за учёбу. Впоследствии она вспоминала: «Я думала, что я некрасивая, поэтому я решила стать умной».

Отец в соответствии со своими взглядами отдал Карен в религиозную протестантскую школу. Эффект от обучения в ней получился обратным его желаниям: девушка стала убеждённой атеисткой, полностью разочаровавшись в религии. Нечто подобное происходило и с другими её коллегами в юности, однако Юнг, например, не полностью разочаровался в религии, а перешёл от «скучного» христианства в более «интересные» восточные духовные учения.

Ещё в четырнадцать лет она захотела стать врачом. И она настолько упорно шла к этой цели, что в конце концов достигла её. В 1906 году поступила в университет Фрайбурга на медицинский факультет. Таким образом, она стала первой в Германии женщиной, которая получила возможность изучать медицину в университете. Выходит, для осуществления своей цели ей не помешали ни законодательство, ни общественные нормы и предрассудки, ни даже негативное отношение отца к женщинам и их правам.

Несмотря на свои успехи в обучении, Карен постоянно страдала от депрессии. Её посещали мысли о несостоятельности психоанализа, она столкнулась со смертью брата, разводом родителей и их смертью. В 1910 году она вышла замуж за студента Оскара Хорни и прожила с ним до 1927 года, когда они развелись. Оскар вспоминал, что однажды спас супругу от попытки самоубийства. Однако после развода с мужем её жизнь быстро наладилась: она писала научные работы, преподавала, много путешествовала, работала психиатром.

Карен Хорни, по-видимому, нашла действенный способ справляться со своими психологическими проблемами, напоминающий то, что предлагал Альфред Адлер. Будучи психиатром, она работала с пациентами, которым было значительно хуже, чем ей. Помогая им, она сама чувствовала себя лучше и легче.

В 1932 году Карен Хорни переехала в США. Она преподавала в частной Новой школе социальных исследований, а также в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Однако в 1941 году её уволили из института по причине того, что она всё дальше отходила от классического психоанализа. Тогда она основала собственное научное общество.

Интересно, что в отношении Карен Хорни Зигмунд Фрейд несколько отступил от своих правил. Многие знают, как ревностно относился он к своим идеям и как яростно реагировал на попытки других психологов с ними не соглашаться. Фрейд обзывал своих противников нехорошими словами, считал их параноиками и скрытыми гомосексуалами. Однако к Хорни он относился с куда большим уважением даже тогда, когда она стала решительно опровергать многие его идеи в рамках своей новой теории. Фрейд всегда восхищался Хорни и говорил, что она «очень талантливая и очень злая».

К слову, в отношении самих идей Фрейда Карен Хорни была очень неоднозначной. Первое время она увлекалась ими, поскольку они отражали её недовольство своей половой жизнью. В юности она предавалась разнообразным сексуальным фантазиям, в том числе таким, которые в то время считались извращениями (да и сейчас считаются многими консервативными людьми). Она даже пыталась выпускать собственную газету, посвящённую этой теме, а также расхаживала по улицам с проститутками, привлекая общественное внимание.

Но впоследствии она заявила, что Фрейд слишком много внимания уделяет сексуальным переживаниям и что в психологии они являются далеко не такими важными. По-видимому, это совпало с тем, что она преодолела свой комплекс неполноценности.

Однако и в дальнейшем она продолжала страдать от недостатка любви. Одно время у неё завязался роман с Эпихом Фроммом – ещё одним знаменитым психологом; это была её единственная настоящая любовь. Но им пришлось расстаться, и это Хорни переживала очень тяжело и мучительно.

Теория неврозов Хорни

Перебираясь из Германии в США, Карен Хорни обратила внимание на то, как сильно различаются европейская и американская культуры. Разным было всё: и массовая культура, и поведение людей, и социально-экономическая обстановка, и возникающие у людей психические расстройства. Так она впервые стала свидетелем того, как культурная среда может оказывать влияние на формирование личности индивида.

Итак, возникающие у людей неврозы формируются за счёт воздействия окружающей социальной среды и конфликтных человеческих взаимоотношений. В этом она вступила в противоречие с классическим психоанализом, который выводил психические и психологические проблемы человека из генетических и инстинктивных факторов.

В таком освещении менялся и характер лечения неврозов. Классический психоанализ был направлен на то, чтобы помогать человеку справляться со своими инстинктами. А подход, предложенный Карен Хорни, помогал человеку восстановить здоровые отношения с людьми и самим собой, найти точку опоры в себе, а также избавиться от невротических защитных механизмов. Эти механизмы только частично позволяют справиться с жизненными трудностями, а в долгосрочном плане они закрывают для человека возможность нормальной жизни.

Частично Хорни соглашалась с учением Фрейда о том, что неврозы формируются по причине внутреннего конфликта личности: вытесненные силы (инстинкты) вступают в противоборство с вытесняющими (культурные установки). Однако она указывала, что этого недостаточно; невроз, по её словам, возникает лишь в том случае, когда это противоборство порождает тревожность, а попытки справиться с тревожностью приводят к появлению защитных механизмов.

В такой ситуации у человека формируются так называемые невротические наклонности, под которыми понимаются навязчивые, импульсивные побуждения, помогающие человеку справиться с жизненными проблемами, но вступающие в противоречие с другими наклонностями.

Один из примеров невротической наклонности – компульсивная потребность в любви при одновременном компульсивном стремлении к власти. Даже в сознании здорового человека сосуществование этих потребностей вызывает внутренний конфликт: ведь невозможно одновременно соперничать с людьми и заботиться о них ради получения ответной любви. «Любовь» в данном случае имеет широкое значение (отзывчивость, доброта, дружба и т. д.). Невротические наклонности при этом обычно имеют скрытую выгоду, которая представляет собой желание смягчить тревожность или вовсе её устранить.

В дальнейшем Карен Хорни усовершенствовала и дополнила свою теорию неврозов. Борьба противоположных потребностей теперь понималась лишь как частный случай невротических конфликтов. Другим примером внутреннего конфликта является борьба между «реальным Я» и «идеальным Я». Этот конфликт Карен Хорни назвала центральным и считала его более глубоким, чем противоборство различных невротических сил.

Таким образом, в теории Карен Хорни человеческая личность в некотором смысле распадается на несколько отдельных личностей, каждая из которых желает действовать каким-то определённым способом. Но поскольку физическое тело у человека одно, то реализовать оно может только одно из возможных действий. И тогда «отдельные личности» в сознании человека вступают друг с другом в борьбу. Хорни сравнивает человеческую психику с государством, в котором происходит столкновение различных социальных групп; и это столкновение может закончиться торжеством одной какой-то силы или компромиссом, а может и перерасти в полномасштабную гражданскую войну.

Как уже говорилось, Хорни указывала, что у здоровых людей неврозы тоже имеются, хотя и в зачаточной форме. Изучая самого себя, здоровый человек может понять, что чувствует менее здоровый человек, а также предупредить трудности, которые могут возникнуть в будущем. Но при этом не следует впадать в другую крайность, которая часто имеет место у студентов и врачей-психиатров: изучая психические болезни и расстройства, они часто обнаруживают большую часть из них у себя. На этой почве некоторые студенты и врачи постепенно сходят с ума по-настоящему. Поэтому следует различать «зачаток невроза» у здорового человека и полноценное расстройство у больного.

Теория Карен Хорни была одной из попыток пересмотреть классический фрейдистский взгляд на человека. Хотя она была атеисткой и материалисткой, она не соглашалась с тем, что человек является просто более умным и высокоорганизованным животным. По её мнению, человек является в первую очередь существом социальным.

Отчасти это было веянием времени: Хорни увлеклась идеями социализма, отстаивала равенство всех людей, интернационализм, была сторонницей феминистского движения.

Но при этом она отметила, что социальная и культурная среда в первую очередь подавляет человека, ограничивает его развитие и навязывает ему некие чуждые ему правила. Эти мысли тоже были результатом её наблюдений за окружающей действительностью. Хорни росла в непростом мире, в котором «старая» культура разрушалась, уходила в прошлое, уступая место новой, совершенно другой культуре – более свободной, но не такой уж и однозначной. Становление этой новой культуры приводило к увеличению в мире нервных и психических расстройств, ответом на что стало бурное развитие психологии, психиатрии и неврологии.

Хорни отмечала, что она вовремя переехала из Германии в США. Хотя по происхождению она была, в сущности, «истинным арийцем», она понимала, что в условиях фашистского тоталитарного государства не могла развиваться никакая наука, кроме такой, которая будет петь хвалы правительству и говорить, что новая Германия – страна самая лучшая и правильная. Нацистская Германия, кроме всего прочего, была весьма традиционалистским государством: режим навязывал гражданам традиционные семейные ценности, религию, чрезмерное национальное самосознание и патриотизм, уничтожал свободные любовные отношения, ограждал народ от внешнего мира. Такой режим мог напомнить Хорни воспитание, которое она в детстве получала от отца. Её опасения оправдались: почти вся наука и интеллектуальная деятельность в нацистской Германии была ликвидирована.

Значительные работы Карен Хорни

Вот некоторые известные работы, написанные Карен Хорни:

  • Невротик нашего времени (1937) – один из главных её трудов, в котором она излагает свою теорию. Книга написана на простом языке и доступна для чтения непрофессионалам. По этой книге читатель даже мог заниматься самолечением.
  • Новые пути в психоанализе (1939) – книга, также вполне доступная для чтения неспециалистам, хотя и содержит некоторое количество специальных терминов.
  • Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию (1950) – в ней она описывает расширенную «версию» своей теории, в которой особое внимание уделяется «центральному внутреннему конфликту».

Как видим, Карен Хорни была одним из первых представителей науки, которые выпускали книги, доступные для обычных людей. И в этом был свой смысл, поскольку главная цель её теории – научить обычного человека разбираться в себе, найти причины своих внутренних конфликтов и психических расстройств и избавиться от них.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения