Эксперимент «Собака Павлова»

Описание «собаки Павлова» многие помнят из школьного курса биологии. Великий русский и советский учёный Иван Петрович Павлов (1849 – 1936) является первооткрывателем условных и безусловных рефлексов и основателем науки о высшей нервной деятельности. Своё учение он проверял с помощью серии экспериментов, в которых были задействованы собаки. Наконец, Павлов считается одним из основателей бихевиоризма – учения, которое было также основано на его экспериментах с собаками. Несмотря на то, что Павлов всю жизнь провёл и трудился в России, бихевиористическое учение развивалось в основном на Западе, в первую очередь в США, а в СССР оно было отвергнуто из идеологических соображений.

Когда и с какой целью проводились эксперименты

Большую часть своих исследований Павлов посвятил изучению поведенческих реакций организма и возможности на них влиять извне. Первоначально предметом исследования была физиология пищеварения; эта работа произвела революцию в мировой науке, а её автору принесла Нобелевскую премию. В этом исследовании и были задействованы знаменитые собаки; однако значение данной, узкоспециализированной работы Павлова неожиданно оказалось более глубоким. Учёному удалось открыть такое явление, как условные и безусловные рефлексы, и изучить их работу.

Ход эксперимента и его вариации

Для изучения пищеварения необходимо было прежде всего получить фистулу – проток из желудочно-кишечного тракта, по которому наружу вытекает пищеварительный сок. На рубеже XIX и ХХ веков Павлов долгое время пытался получить фистулу, экспериментируя с разрезанием и сшиванием тканей и вставляя в полученные отверстия трубки. Когда после долгих экспериментов фистула была получена, можно было начинать главный эксперимент, точнее – серию экспериментов.

Для начала собаке одновременно подавался световой сигнал и корм; впоследствии подачу корма отменили, и подавался только световой сигнал. Павлов увидел, что у собаки слюна выделяется даже тогда, когда она видит только этот сигнал. Через фистулу в её желудке пищеварительный сок вытекал наружу в специальный сосуд. Так были открыты условные рефлексы.

Павлов заметил аналогичную реакцию своих собак и на другие раздражители, предваряющие раздачу пищи. Например – на звук его шагов. Это позволило утверждать, что между психическими и физиологическими процессами в организме животных и человека существует неразрывная связь. Та «сила», что руководит нашим сознанием, управляет и работой внутренних органов, хотя организм может этого и не осознавать.

В одном из последующих экспериментов было реализовано «мнимое кормление» собаки. В нижней челюсти животного было проделано отверстие, и поглощаемая пища не отправлялась в желудок, а выпадала через это отверстие наружу. Из фистулы в момент кормления вытекал пищеварительный сок.

Полученные результаты и открытия

Проведённые эксперименты показали, что поведение животных обусловлено реакциями на определённые раздражители. Эти реакции были названы рефлексами. Они бывают условными и безусловными.

Безусловный рефлекс – реакция, заложенная в организме генетически. Это простейшее действие, связанное с непосредственным раздражителем и имеющее физиологический смысл. К примеру, у собаки выделяется пищеварительный сок, когда она получает пищу; это безусловный рефлекс. Пищеварительный сок предназначен для того, чтобы эту пищу переваривать и усваивать. А вот звук колокольчика или включение лампочки не вызывает выделения пищеварительного сока, поскольку колокольчик и лампочка – не пища.

В данном случае лампочка и колокольчик будут для собаки нейтральными предметами. Однако если подавать звуковой или световой сигнал непосредственно перед подачей еды, в сознании животного эти два события будут связаны. И тогда пищеварительный сок начнёт выделяться в тот момент, когда животное видит или слышит сигнал, даже если оно после этого не получает пищи. Сигнал становится условием, или стимулом, запускающим психофизиологическую реакцию. Поэтому такой тип рефлекса называют условным.

Открытие рефлексов предоставило человечеству множество новых возможностей. К примеру, с помощью условных рефлексов можно дрессировать животных, вырабатывать у них необходимые навыки и умения. Так, с помощью эффекта «собаки Павлова» однажды удалось отучить койотов нападать на овец. Там, где обитали койоты, несколько раз разбрасывали баранину, начинённую некоторым количеством яда – не способным убить животное, но достаточным, чтобы оно почувствовало недомогание. После нескольких попыток такого «кормления» койоты почувствовали отвращение к овечьему мясу и перестали нападать на овец.

Благодаря умению формировать условные рефлексы стало возможным получать «специальных» животных – например, служебных собак для нужд полиции. Оказалось, что животных можно обучить достаточно сложному поведению.

Однако объектами дальнейших исследований стали не только животные. Выяснилось, что человеческая психика по своей сути ничем не отличается от психики животных. И процесс человеческого обучения основан на тех же механизмах. С помощью несложных экспериментов исследователи могли формировать условные рефлексы у маленьких детей, которые потом сохранялись на всю жизнь, при этом сам участник эксперимента, став взрослым, даже не догадывался о своём участии в исследовании. Именно таким был знаменитый эксперимент «Маленький Альберт», проведённый американскими пионерами бихевиоризма ещё при жизни Павлова. Младенец по имени Альберт в нём играл роль «собаки Павлова»; с помощью подаваемого звукового сигнала учёные вызвали у него реакцию страха перед белой ручной крысой, которая ему поначалу нравилась. Этот эксперимент вызвал бурную полемику как по поводу его этичности, так и по поводу опасений за будущее человечества, ведь оказалось, что человека можно точно так же дрессировать, как обычную собаку.

Открытия Павлова используются в наше время в различных «практических приложениях» бихевиоризма, особенно в маркетологии. Яркие вывески, заманчивые ценники и масса тонких приёмов являются для посетителей магазина стимулами, которые вызывают определённые физиологические реакции, побуждающие купить товар. Зачастую приёмы маркетинга действуют на подсознательном уровне, и противостоять им обычному человеку не так просто.

Эффект «собаки Павлова»

Так называемый эффект собаки Павлова активно используется в человеческой жизни. Он затрагивает и общественно-политическую деятельность, и экономическую, и культурную. Одним из примеров можно считать пиар.

Например, кандидат в депутаты хочет обеспечить себе победу на выборах. Один из методов достичь этого основан на методике Павлова, только в качестве подопытных животных фигурируют потенциальные избиратели. Схема действия не отличается большой сложностью. Необходимо взять изображение хорошо узнаваемого объекта – например, известного писателя, и рядом с ним поместить изображение кандидата. Полученную композицию необходимо размещать на предвыборных плакатах, в средствах массовой информации и т. д. Композицию должно увидеть как можно больше людей, и мелькать перед их глазами она должна как можно чаще. Постепенно у людей выработается условный рефлекс: известный писатель будет ассоциироваться с кандидатом, даже когда портрет писателя не сопровождается изображением кандидата (и наоборот). Положительные качества писателя начинают отождествляться с качествами кандидата. Для пущего эффекта кандидат может, скажем, в предвыборных выступлениях цитировать этого писателя. Если писатель имеет культовый статус среди населения, то это даёт очень высокий шанс на то, что в день выборов большинство избирателей проголосуют за этого кандидата.

Узнаваемость можно обеспечить и несколько другим способом. Например, необходимо очернить образ известного публичного деятеля; это называется «чёрным пиаром». Для этого сначала раздувается какой-нибудь громкий скандал, связанный с неким предметом. Благодаря скандалу предмет становится широко узнаваемым. Затем изображение этого предмета ставится рядом с изображением публичного деятеля – и далее как в первом случае. Видя скандальный предмет, публика начинает «рефлекторно» представлять этого деятеля; а видя этого деятеля, она представляет скандальный предмет.

Эффект собаки Павлова используется и в залах игровых автоматов. Такие заведения заполнены множеством стимулов, которые погружают человека в игровой процесс и побуждают тратить как можно больше денег. Один из таких стимулов – звуковой сигнал, имитирующий звон монет. В сознании многих людей этот звук неразрывно связан с получением большой суммы денег, поэтому постоянное воспроизведение этого звука в автомате побуждает посетителя играть всё больше и больше, ведь он уже настроился на выигрыш (образно говоря, у него от этого звука «текут слюнки»).

С помощью включения особых слов в свою речь выступающий способен буквально загипнотизировать публику; ведь данные слова у людей связываются с определёнными психофизиологическими реакциями. Подпавший таким образом под влияние человек становится управляемым, ему можно внушить какие угодно идеи и заставить делать всё, что угодно манипулятору.

Любопытно, что чисто эмпирически эффект собаки Павлова использовался человечеством начиная с глубокой древности. Средневековый мусульманский орден исмаилитов с помощью условных рефлексов создавал целые армии «живых роботов» — ассасинов, которые по одному знаку вождя выполняли любые, даже самые абсурдные действия. Однажды вождь, демонстрирующий свою силу перед европейским путешественником, показал на большую толпу ассасинов, стоящих на высокой крепостной стене над пропастью. Затем он сделал взмах рукой, и вся группа ассасинов дружно спрыгнула со стены в пропасть, где все они, конечно же, разбились насмерть.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения