Такое направление в западной психологии, как бихевиоризм, в качестве одной из своих стартовых точек имело эксперимент, имевший условное название «Маленький Альберт». Несмотря на свою сомнительную этичность, эксперимент показал удивительные результаты, которые, впрочем, подтвердили изначально выдвинутую бихевиористами гипотезу.
Провёл эксперимент Джон Б. Уотсон – один из основателей бихевиоризма. Исследование проходило на территории университета Джона Хопкинса в городе Балтимор. Дело происходило в 1919 году. Эксперимент был снят на видео, что по тем временам было довольно необычно.
Предпосылки к проведению и цель исследования
Бихевиористы выдвинули идею о том, что человеческое поведение, подобно поведению животных, является всего лишь совокупностью реакций на те или иные внешние стимулы. По мнению бихевиористов, с помощью определённых стимулов можно вызывать у человека любую реакцию на любой предмет. Это утверждение Уотсон и решил проверить, выбрав в качестве испытуемого девятимесячного ребёнка, взятого из приюта. Ребёнок изначально был психически абсолютно здоров.
Условия проведения и ход эксперимента
Для начала ребёнку показали ручную белую крысу, белого кролика, белую вату, маску Санта-Клауса с белой бородой, горящую газету, белую хлопковую пряжу. Ребёнок, конечно же, не испытывал никакой неприязни к этим предметам и реагировал на них спокойно. Через два месяца Уотсон начал вторую часть эксперимента.
Ребёнка посадили в центр комнаты и положили рядом с ним белую крысу, с которой ему разрешили поиграть. Сам Уотсон располагался за спиной ребёнка; когда мальчик прикасался к крысе, Уотсон бил железным молотком по металлической пластине, создавая громкий и резкий звук. Ребёнок не видел, откуда исходит звук. Этот звук пугал мальчика, который одёргивал руку и резко отбегал от крысы. После нескольких повторений у ребёнка закрепилась реакция страха: когда ему показывали белую крысу, он начинал плакать и быстро отползал в сторону. Таким образом, если раньше крыса была для него нейтральным предметом, то теперь она стала вызывать эмоциональный отклик.
В дальнейшем выяснилось, что такую же реакцию вызывают у ребёнка и другие похожие предметы, в том числе те, которые ему показывали в первый раз. Однако степень выраженности этой реакции оказалась разная для каждого предмета.
Впоследствии Уотсон решил устранить сформированные у ребёнка негативные реакции. Но когда он пришёл в приют, оказалось, что ребёнка уже забрали.
Полученные результаты
Уотсону удалось подтвердить истинность бихевиористской теории. Позже он провёл ряд лекций, посвящённых описанию этого эксперимента. Из его результатов следовало, что человека можно «запрограммировать» на определённое поведение, формируя у него те или иные реакции на предметы окружающего мира. Если реакции закреплять в младенческом возрасте, то человек, став взрослым, не будет помнить, откуда у него появились «неадекватные» реакции на самые обычные предметы, однако сами реакции останутся. Так и произошло с Альбертом – тем самым ребёнком из эксперимента.
Судьба «маленького Альберта»
Впоследствии Альберта удалось найти, хотя достоверных сведений о его жизни немного. Считается, что этим ребёнком был Уильям Баргер. Его мать работала в той же больнице, а племянница рассказала, что он всю жизнь боялся собак, из-за чего другие члены семьи смеялись над ним. Исследователи отметили, что нет никакого способа проверить, была ли данная фобия следствием проведённого эксперимента или развилась независимо от него; сам же Баргер не знал, что в младенчестве он подвергался этому эксперименту.
Этическая сторона эксперимента
В то время, когда проводился эксперимент, не существовало никаких законов, запрещающих подобные исследования. Однако его жестокость была понятна многим. В конце концов, в 1970-х годах была создана особая организация, защищающая права людей, участвующих в психологических экспериментах; и согласно постановлениям этой организации, проведение эксперимента «Маленький Альберт» было запрещено. Это было сделано после того, как появились сведения, что психологи злоупотребляют этим экспериментом.
На бесчеловечность эксперимента «Маленький Альберт», впрочем, указал ещё в 1932 году Олдос Хаксли. В его антиутопии «О дивный новый мир!» тоталитарное правительство будущего с помощью этого метода выводят необходимое количество людей разных «сортов» — «альфы», «беты», «гаммы» и так далее (только вместо громкого звука используется электрический разряд). Каждый «сорт» отличается определённым интеллектуальным уровнем и поведенческими характеристиками, имеет своё предназначение в обществе и отличительную одежду. Например, чтобы сформировать представителя низшего «сорта», в младенческом возрасте ребёнка подвергают данной процедуре, вызывая у него отвращение к книгам; для создания человека высшего «сорта», наоборот, вызывают у него неприязнь к орудиям физического труда.
Выводы
Эксперимент «Маленький Альберт» показал, что сложная человеческая личность на самом деле имеет в своей основе столь же простую структуру, что и сознание животных. Каждый поведенческий акт – это одна из возможных реакций на простые стимулы, а любая привычка, фобия, убеждение, верование является закреплённой в подсознании реакцией на стимулы. Последствий этого открытия оказалось множество.
Это, к примеру, способность «программировать» людей, создавая население с нужными властям психологическими характеристиками; это и было описано в антиутопии Хаксли. Опасность этого для человечества кроется в том, что это абсолютно простой и примитивный метод, для которого не нужны какие-либо сложные инструменты и технологии, он не требует практически никаких затрат.
Этот эксперимент, как и теория бихевиоризма в целом, дал толчок развитию маркетинга, политтехнологий, разработке средств манипулирования населением целых стран.
В то же время эксперимент продемонстрировал природу иррационального поведения; он показал, что все «чудачества», непонятные страхи, фобии, многие психические расстройства объясняются яркими эмоциями, перенесёнными в раннем детстве, в числе которых внезапный испуг, шок, болевое ощущение и т. д. В связи с этим появляется возможность лечить или корректировать эти состояния.
Примечательно, что эксперимент проводился на ребёнке практически младенческого возраста. У таких детей ещё не развита причинно-следственная связь, поэтому ребёнок не может сообразить, что резкий громкий звук не имеет никакого отношения к белой крысе; в его сознании два этих факта (звук и предмет) объединяются. В более старшем возрасте эксперимент может не сработать. Однако даже у взрослых людей причинно-следственная связь может ослабляться в определённых состояниях: при потрясении, бурных проявлениях эмоций (радости, раздражения), алкогольном или наркотическом опьянении, религиозном экстазе и в других ситуациях. Маркетологи и политические технологи стремятся погрузить людей в какое-либо из этих состояний, после чего начинают «программирование».