Что такое буллинг — как не стать жертвой травли

Что такое буллинг – знает в нашей стране большинство её жителей, хотя само это слово слышали пока что немногие. Буллингом называют травлю, организованную одними членами общества в отношении других. Проявляется это явление в самых разных социальных группах: в школе, на работе, в коллективе сверстников и, конечно же, в армии, где буллинг именуется дедовщиной. Чем же объясняется это явление и можно ли с ним бороться?

Определение буллинга

Буллинг – это, в общем случае, агрессивное преследование одного члена коллектива со стороны другого его члена.

Как правило, травлю организует один из участников – лидер, который зачастую имеет сообщников; все остальные члены коллектива, не считая жертвы, становятся простыми наблюдателями. Преследование заключается в оскорблениях, насмешках, угрозах, физическом (избиение) и сексуальном насилии.

В последнее время популярность приобрёл так называемый кибербуллинг – травля с использованием компьютерных технологий: это может быть как вербальный буллинг через интернет, так и, к примеру, порочащие честь и достоинство фотографии и видеоролики (скажем, запечатлевающие избиение жертвы), размещённые в сети «для всеобщего обозрения».

Особенно жестокую форму приобретает буллинг в школе, поскольку детская психика ещё только формируется, а также армейская дедовщина, представляющая собой, по сути, криминальный «беспредел». Навыки поведения, усвоенные в школе, могут закрепиться на всю оставшуюся жизнь; именно поэтому буллинг в школе играет ключевую роль в формировании с детских лет «бандитского» менталитета.

Виды буллинга

Буллинг – это прежде всего преследование одного человека другим.

В зависимости от того, какую форму оно приобретает, различают несколько видов травли:

  • Вербальная: насмешки, оскорбления, угрозы и другое.
  • Поведенческая: жертве объявляют бойкот, разбрасывают или крадут его вещи, отстраняются от него и вообще создают для него условия, при которых существование в коллективе становится невозможным.
  • Физическая травля – побои, увечья.
  • Кибербуллинг, с помощью интернет-технологий, упоминавшийся выше.

Естественно, все эти виды могут объединяться. Замечено, что на выбор конкретных видов травли влияют такие факторы, как возраст и пол участников: так, девочки (девушки, женщины) чаще всего ограничиваются вербальным и иногда поведенческим буллингом, а мальчики (юноши, мужчины) чаще применяют физическую травлю.

Возможные причины

О причинах преследования одних членов общества другими можно рассуждать долго. Тем не менее, чаще всего имеют место два мотива: желание лидера самоутвердиться и личная неприязнь к тому, кого назначают жертвой. Абсолютно «естественным» образом в коллективе устанавливается строгая иерархия, в которой принадлежность к наиболее высоким ступеням доказывается с помощью преследования наиболее слабых членов. Всё это имеет истоки в животном мире: буллинг с лёгкостью можно наблюдать у большинства так называемых общественных животных, к которым относятся волки, львы, гиены, ряд видов грызунов и, конечно же, приматы. У высших обезьян можно наблюдать очень сложные отношения в стаях, сильно напоминающие взаимоотношения людей в социальных группах.

Зачастую травля соплеменников у общественных животных имеет жизненно важный смысл – например, борьба за право быть единственной в стае самкой-маткой. Так это происходит у голых землекопов – небольших африканских грызунов, ведущих подземный образ жизни; самая сильная самка в стае землекопов пугает остальных самок, и у тех вырабатываются гормоны страха, блокирующие способность к размножению.

В человеческом обществе физиологические предпосылки травли утратили своё значение, однако нередко «животная» функция, заложенная в подсознании, активизируется, и тогда индивид в целях доминирования прибегает к этой жестокой процедуре.

Кто в группе риска

Естественно, что буллингу подвергается отнюдь не любой индивид, хотя выбор критериев для роли жертвы может происходить случайным образом (так сказать, просто под руку подвернулся).

Если говорить про буллинг в школе, то здесь травле подвергаются следующие ученики:

  • Те, кто хуже всех учится.
  • Те, кто, наоборот, учится лучше всех («ботаники»).
  • Дети из малообеспеченных семей, а также не имеющие новомодных или дорогостоящих гаджетов, которыми владеют все остальные ученики.
  • Дети из слишком богатых семей, имеющие очень дорогие гаджеты, которые не по карману остальным ученикам в классе.
  • Физически слабые ученики.
  • Умственно неполноценные.
  • Ученики другой расы, национальности, вероисповедания.
  • Вообще любой ученик, который как-либо отличается от остальных – как в лучшую, так и в худшую сторону.

Это наиболее общий список. Однако замечено, что в разное время наибольшей травле «нестандартные» ученики подвергаются по разным причинам. Так, в девяностые годы жертвами и изгоями чаще всего становились ученики, которые в своём классе хуже всех учились. А в наше время объектами травли преимущественно выступают «нищеброды» — школьники, имеющие более простую одежду, не имеющие дорогих телефонов и вообще не отличающиеся «потребительским шиком». Само слово «нищеброд» стало самым обидным оскорблением для таких учеников, при том что смысл этого слова нарочито выворачивается наизнанку: нищебродами принято называть не бедняков, а как раз богатых, которые имеют привычку «прибедняться», хвастаться своими богатствами и страдают комплексом неполноценности по признаку потребления (то есть чем больше они имеют, тем больше им хочется). Ключевой признак нищеброда – стремление унизить любого, кто имеет чуть меньше, чем он сам.

Прочтите также:  Что такое эвтаназия, как она проходит и в каких странах разрешена

Как бороться с буллингом в школе или на работе

Буллинг можно считать проблемой номер один в любом обществе. Ведь это, ни много ни мало, основа криминального мировоззрения, причём в самой своей изощрённой форме – в форме «беспредела». Дедовщина, разлагающая российскую армию и приводящая к самоубийствам и прочим страданиям и несчастьям, зарождается в самые ранние годы – в семье, детском саду, школе. Жесточайшая коррупция, чиновничий произвол, разгул бандитизма в стране, всевластие криминала – и это является разновидностью буллинга и берёт начало в детском возрасте. Поэтому бороться с этим явлением нужно как можно раньше.

Что можно сделать? Если обнаруживается, что к ученику испытывают неприязнь одноклассники и выражают это в активной форме (от насмешек до физического насилия), то в первую очередь нужно отнестись серьёзно к его проблеме, а не твердить, что он «принимает всё слишком близко к сердцу». Ребёнку срочно нужна поддержка – родителей, учителя, других взрослых.

При этом заступиться за ребёнка мало, ведь имевшая место травля развивает у него чувство неполноценности. Важно научить ребёнка защищать себя. К примеру, можно научить его драться, записать его в какую-нибудь спортивную секцию, но и это ещё не всё. Он должен быть сильным в психологическом смысле: надо убедить его, чтобы он при попытках травли жаловался учителю, а если тот не реагирует должным образом – то сразу директору. Следует повышать самооценку ученика, хвалить его за проявленную смелость.

Если ужиться в данном классе в принципе невозможно, то ребёнка необходимо перевести в другой класс, а возможно, что и в другую школу.

Если ребёнок испытал серьёзные издевательства в школе, то, разговаривая с ним, не следует возвращаться к подробностям этого происшествия много раз: очередное переживание унижений ничего хорошего для психики ребёнка не представляет.

Однако поддержать ребёнка и научить его быть смелее – это лишь одна сторона вопроса. Не менее важно поработать и с теми, кто устраивает травлю своим товарищам по классу. В класс следует приглашать психологов, сотрудников полиции, необходимо вести с детьми беседу. Следует помнить, что главная причина, по которой подростки устраивают травлю в отношении своих товарищей – это отсталость самих подростков: умственная, психологическая, образовательная, воспитательная. И эту отсталость следует преодолевать, если она вообще поддаётся корректировке.

Травлю, как правило, организуют либо дети из неблагополучных семей – когда родители являются алкоголиками, наркоманами или психически больными; либо дети материально обеспеченных и даже богатых родителей-уголовников (не обязательно сидевших в тюрьме, но живущих «по понятиям», уважающих «блатной» мир и тесно соприкасающихся с ним), чиновников; либо же родители являются «сферическими потребителями», инфантильными и недалёкими «большими подростками» — иногда буквально, в случае раннего брака и ранней беременности. Следует сообщить ученикам правильные жизненные ценности, показать им, почему так вести себя нехорошо.

Многие из этих рекомендаций верны и в случае буллинга на работе. Но здесь есть и ещё одно соображение. Разногласия сотрудников на рабочем месте плохо сказываются на функционировании всей организации. И если работник испытывает травлю со стороны коллег, то он должен незамедлительно обращаться к начальнику и заявлять ему, что его сотрудники портят трудовую дисциплину. Уважающий себя и свою организацию начальник примет все меры, чтобы пресечь травлю и не потерять ценного работника (если работник действительно ценный), вплоть до увольнения зачинщиков. Если же начальство халатно относится к проявлениям травли, то лучшей мерой будет увольнение из этой конторы, поскольку она явно «шарашкина», то есть не является серьёзной организацией – она не приносит пользы ни обществу, ни работающим в ней людям.

Как остановить буллинг в семье

Проявления травли в семье – один из самых жестоких типов буллинга. В самом деле, маленький ребёнок воспринимает окружающий мир некритично и считает поведение родителей и других домочадцев эталоном. Травля в семье для многих звучит дико и неправдоподобно, но такое время от времени происходит. И остановить это явление чаще всего могут лишь посторонние – учителя, сотрудники органов опеки, неравнодушные соседи и знакомые.

Прочтите также:  Эксперимент «Маленький Альберт»

Со стороны государственных органов действенным средством может быть угроза лишения родительских прав: недобросовестные родители чаще всего боятся этой перспективы, ибо она чревата потерей полагающихся материальных выплат. Учитель может рассказать ученикам о травле, объяснить, почему это плохо и как необходимо поступать, если в семье тебя обижают.

Советы психолога

Травля в школе – явление, конечно же, негативное. Однако следует понимать, что толчок к развитию таких отношений может подать и родительское воспитание. Травле нередко подвергаются подростки, испытывающие чрезмерную опеку со стороны родителей; в своём возрасте такие дети выглядят недостаточно самостоятельными и уверенными в себе, что и порождает насмешки сверстников.

Матери и отцы совершают роковую ошибку, когда пытаются все трудные дела делать за своих детей, дуют на каждую незначительную ранку на его теле, не утруждают его работой по хозяйству. Это может вызвать неприязнь других детей в классе, поскольку такой несамостоятельный ученик портит честь всего класса. Кроме того, любой нормальный родитель стремится к тому, чтобы вырастить максимально самостоятельного и успешного ребёнка – сильного, умного, независимого, ловкого. Понятно, что с родителями тоже нужно работать. Так, нередко родители считают ребёнка своей собственностью, отказывая ему в праве на самостоятельное существование. Это можно расценивать как разновидность рабства: ребёнок вынужден служить плюшевой игрушкой для своих родителей – великовозрастных детей, не наигравшихся за свою жизнь в куклы.

Профилактика буллинга

Любую болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить. Травлю, как социальную болезнь, тоже лучше предупреждать. Как же попытаться пресечь преследование в школе? Прежде всего нужно знать, что постоянной травле чаще всего подвергаются те ученики, которые показывают свою слабость, расстраиваются по любому поводу и не могут ответить обидчику. Потенциальную жертву нужно воспитывать так, чтобы научить её демонстрировать силу (не только физическую, но и моральную, психологическую). Для этого следует повышать её самооценку.

Если ребёнок не может реализоваться в одном коллективе (в школе), то нужно найти для него ту среду, где он может проявить себя: это могут быть различные кружки, секции, коллектив сверстников, которые его бы понимали. Ребёнок должен осознать, что правила и нормы одного общества не всегда являются правильными и эталонными, и не стоит отчаиваться, если в какой-либо среде его не приняли: значит, эта среда ему просто не подходит, и нужно найти другую.

Надёжной профилактикой школьной травли (и последующих конфликтов во взрослой жизни) может стать коллективистское обучение и воспитание. С распадом Советского Союза отечественное общество, и школа в частности, утратило этот принцип, заменив его на установку «дикого капитализма» — «каждый сам за себя». Абсолютную ценность в нынешнем обществе имеет личный успех, которого можно достичь любыми средствами; проще и легче всего, конечно же, добиться его с помощью несправедливости – путём унижения других и издевательств над ними.

«Успешного» человека принято уважать, и понимание этого толкает «лидеров» на то, чтобы унижать более слабых соплеменников. Неприятие коллективизма вызвано ещё и тем, что в «советской» разновидности он был сильно искажённым: получается, что из одной крайности мы ударились в другую, не менее опасную и разрушительную.

В качестве примеров профилактики школьной травли можно привести робкие подвижки нынешних властей – например, возврат единой формы в школы. Несмотря на спорные моменты, закон устраняет одну из важных предпосылок для травли – различия в одежде учеников из богатых и бедных семей. Однако такие отдельные меры, к тому же необязательные, не решают проблему целиком, а лишь маскируют её.

Различные проявления травли – в экономике, политике, общественной жизни, в культуре и спорте – наличествуют в России как по прямой инициативе правительства, так и вследствие его попустительства и молчаливого согласия. И смотря на жизнь взрослых, дети вольно или невольно подражают им. Малые коллективы строятся по образцу больших, и неудивительно, что школьный класс зачастую повторяет структуру государства – со всей его иерархией, привилегиями, произволом, коррупцией и зверствами по отношению к меньшинствам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Воронин Александр Владимирович/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Медицинский стаж: 11 лет.
Эксперт сайта: RusInfoMed.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский сайт о заболеваниях, психологии и эффективных методах похудения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: